Планетарии России. Волгоградский планетарий


Карта сайта

            
Новогодний корпоратив загородом https://horseka.ru/korporativ-v-podmoskove-na-noviy-god/.
Астрономия
древнейшая из наук
 Античная астрономия
 Хронология астрономии
 Современная астрономия
Основы астрономии
 Начала астрономии
 Время и небесная сфера
 Созвездия
 Движение небесных тел
 Астроприборы
 Астрофизика
 Обзоры астрооборудования
 Астрономические наблюдения

Общая астрономия
 Солнечная система
 Звезды
 Наша Галактика
 Внегалактическая астрономия
 Внеземные цивилизации
 Астрономы мира и знаменательные даты

Дополнительно
 Форумы Astrogalaxy.ru
 Астрономия для детей
 Планетарии России
 Это интересно
 Новости астрономии
 О проекте






Волгоградский планетарий – звездный дом Волгограда. Часть третья

Волгорадский планетарий. Часть1 | Волгорадский планетарий. Часть2 | Волгорадский планетарий. Часть3

Волгоградский планетарий сослужил добрую службу российским космонавтам. Большинство из них проходили практику по изучению звездного неба, планет, созвездий именно в Волгоградском планетарии. Почему именно у нас? Да потому что отработка полетов в космос велась непосредственно на полигоне в Капустином Яре Волгоградской области, и в 60—80-е гг. космонавты приезжали к нам в планетарий и изучали созвездия северного и южного полушарий. Мы живем в северном полушарии, а космонавт, совершающий полет в космос, должен знать все созвездия и южного полушария. Такая возможность у Волгоградского планетария есть. Нам было очень приятно, и мы с гордостью предоставляли возможность космонавтам Г. С. Титову, С. Е. Савицкой, Ю- В. Малышеву, Г. В. Сарафанову, А. А. Леонову и многим другим изучать созвездия южного и северного полушарий. В стенах планетария с очень интересными программами выступали космонавты А. А. Леонов, Г. В. Сарафанов, Ю. В. Малышев.

Запомнилась встреча с А. А. Леоновым, дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом и большим художником. Рисовать он начал еще в детстве — первые акварельные краски ему подарил отец. Занимался живописью во Дворце пионеров. Прошли годы. Алексей Архипович после окончания Чугуевского военно-авиационного училища летчиков служил в ВВС. С 1960 г. продолжал свою учебу в отряде космонавтов. В 1968 г. окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. 13—14 марта 1965 г. совместно с космонавтом П. И. Беляевым совершил полет на космическом корабле «Восход-2». Во время полета, длившегося одни сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд, впервые в мире вышел в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние 5 м и провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут. В 1975 г. в июле он совершил еще один полет вместе с космонавтом В. Н. Кубасовым на космическом корабле «Союз-19», но уже в качестве командира. Этот полет уже продолжался более 15 суток. В космосе у Леонова как художника возникли замыслы новых картин о Вселенной, а помог ему воплотить в жизнь все его зарисовки, мысли народный художник России А. К. Соколов. Они вместе делали эскизы на космические темы. И постепенно их совместная работа переросла в соавторство. А. А. Леонов, инженер-испытатель и космонавт, видевший Землю из космоса, решал вопросы цветовой гаммы, А. К. Соколов продумывал композиционное построение картин. Леонову часто приходится ездить и летать по стране. Никогда он не расстается с альбомом, делает много эскизов. Он постоянно находится на стартах космических кораблей и все увиденное переносит в свой альбом. В большой художественной мастерской Соколова они вместе создают картины на тему космоса, планет, космических кораблей. Волгоградский планетарий приобрел четыре картины Леонова и Соколова. Алексей Архипович после знакомства с нашим звездным домом сделал запись в книге отзывов: «Таким архитектурным сооружением и научной нагрузкой может гордиться не только город Волгоград, но любая страна».

Более 10 дней с лекциями, программами выступал в Звездном зале космонавт Герой Советского Союза Геннадий Васильевич Сарафанов. Он интересно, с удивительным зрительным рядом, различными эффектами рассказал о своем космическом полете на космическом корабле «Союз-15» в августе 1974 г. совместно с Л. С. Деминым. Во время двухсуточного полета экипаж проводил научно-технические эксперименты, отрабатывал маневрирование и сближение с орбитальной станцией «Салют-3» в различных режимах полета. При возвращении на Землю впервые отработаны методы и средства поиска и эвакуации экипажа космического корабля, совершившего посадку в ночных условиях. В мае 2000 г. в Волгоградском планетарии побывал действующий космонавт Герой Советского Союза Виктор Михайлович Афанасьев. Он участвовал в качестве командира в работе орбитальной станции «Мир», на которой был успешно завершен космический полет 27-й основной экспедиции. В книге отзывов он написал: «Дорогим сотрудникам прекрасного действующего планетария наилучшие пожелания». Посетители планетария, среди которых космонавты, ученые, инженеры, рабочие, учащиеся, студенты, оставили в книге отзывов свыше 6 тысяч благодарностей, и все они сходятся в одном —действующий планетарий вызывает самые добрые чувства, расширяет кругозор. По традиции лекции в Звездном зале начинаются с осмотра панорамы города. Она расположена по окружности купола на софитовом кольце. Здесь можно увидеть арку первого шлюза Волго-Донского канала, теплоэлектростанцию, элеватор, здание Музея-панорамы «Сталинградская битва», площадь Павших Борцов, Мамаев курган, группу заводов северной части города. После осмотра панорамы лектор начинает рассказ с того, что каждое утро над нашим городом восходит солнце. Человек давно понял, что значит для него солнце. И не удивительно, что в древности люди строили в его честь храмы, молились ему, считали его божеством. Сейчас Солнце, центральное тело Солнечной системы, тщательно изучается, шаг за шагом человек познает наше земное светило. Расстояние от Земли до Солнца около 150 млн км. Пушечный снаряд, выпущенный с Земли по направлению к Солнцу при постоянной скорости в 800 м/с, упал бы на Солнце через 6 лет. Даже световой луч, который мчится со скоростью 30 тыс. км/с, преодолевает расстояние между Солнцем и Землей только за 8 минут. Так велико это расстояние. По современным научным данным, Солнце — плазменный шар, состоящий из водорода и гелия, температура поверхности 6000, в недрах более 13 млн °С. Высокие температуры и большие давления способствуют протеканию термоядерных реакций с выделением энергии в мировое пространство. Но пока еще тайны солнечно-земных связей полностью не раскрыты, поэтому ученые многих стран проводят широкий комплекс исследований Солнца, ближайшей к нам звезды. Вот Солнце подошло к горизонту, скрылось за ним, вначале наступают сумерки, а затем во всем величии предстает звездное небо.

Это великая книга природы, читая ее, мы понимаем, как устроена Вселенная и какое место в ней занимает наша Земля. Астрономия — древнейшая из наук, возникшая из практических потребностей человека. Звезды вошли в жизнь человека как часть окружающей среды. Они указывали направление пути, и регулярные наблюдения за звездным небом помогли составить первые календари. Звездное небо будило воображение человека. Он переносил на небо свою реальную жизнь в фантастических формах. Так складывались красивые мифы и легенды о созвездиях. В 1922 г. на 1 конгрессе Международного астрономического союза наша звездная карта получила сегодняшний вид. Сейчас на ней 88 созвездий как в северном, так и в южном полушарии. Звездное небо изучали уже около 3 тысяч лет назад до нашей эры, в то время появились первые астрономические записи, сделанные в Египте, Вавилоне, Китае. В некоторых египетских пирамидах найдены изображения созвездий. В III веке до н. э. появилась даже астрономическая поэма древнегреческого поэта Арата «Явления», в которой в стихотворной форме изложены некоторые наблюдения Евклида. В этой поэме упоминаются звезды Капелла, Процион, Сириус. Деление неба на созвездия не содержит в себе никакого тайного сверхъественного смысла, это просто-напросто удобный прием, чтобы привести в порядок, уложить в памяти хаотическую россыпь звезд. Но выделять из множества рассыпанных по небу звезд отдельные созвездия начали еще в то время, когда люди не знали письменности. От соседей к соседям кочевали среди древних народов удачные названия звезд, контуры созвездий, тысячелетиями кроилось и перекраивалось звездное небо. Современное деление северного полушария неба на созвездия досталось нам в наследство от греков, которые в них запечатлели персонажи древнегреческих мифов и легенд. Каждый народ складывал о небе легенды в соответствии со своим общественным и культурным уровнем развития. Одни и те же созвездия у разных народов имели различные наименования. Так, например, семизвездие ковша Большой Медведицы у киргизов называлось Конь-на-привязи, у египтян Гиппопотам. За большинством созвездий окончательно утвердились названия греческого происхождения. Они постоянно напоминают нам о героях легендарных древнегреческих мифов. Например, созвездие Большой Медведицы. Согласно одному из мифов богиня Гера превратила в медведицу красавицу Каллисто. Несчастная Медведица чуть было не погибла от руки собственного сына (Аркаса), который встретил ее, возвращаясь с охоты. Но убийства не произошло: всемогущий бог Зевс спас Каллисто, взяв ее на небо и превратив в созвездие, он даровал ей бессмертие. На небо был отправлен и Аркас со своей собакой. Аркас стал вечным хранителем своей матери (он был превращен в созвездие Волопаса, а любимая собака Каллисто, согласно варианту одного из мифов, — в звезду Арктур — самую яркую звезду в северном полушарии. Невооруженный глаз может различить в Большой Медведице 125 звезд, то есть свыше ста солнц, среди которых наше Солнце выглядело бы самой заурядной звездочкой. Чтобы увидеть в этой россыпи звезд фигуру Медведицы с длинным изогнутым хвостом (какого не бывает у земных медведей), надо обладать богатым воображением.

Зато семь главных самых ярких звезд созвездия образуют ковш, отчетливо выделяющийся на фоне ночного неба и знакомый нам со школьной скамьи. В темную звездную ночь можно увидеть звезду Мицар (араб. — конь), среднюю звезду в ручке ковша, рядом с ней крошечная, слабо светящаяся звездочка Алькор (араб. — всадник). По этим звездам арабы проверяли зрение юношей. А вот созвездие Малой Медведицы с яркой звездой— Полярной. Полярная — это звезда-компас. Она имеет желтоватый цвет и несколько горячее Солнца — температура ее поверхности близка к +7000°С. Полярная принадлежит к типу звезд-сверхгигантов. Наше Солнце рядом с ней выглядело бы очень скромно, так как поперечник Полярной в 120 раз больше солнечного диаметра. Расстояние до нее таково, что луч света, покинувший Полярную звезду, достигает Земли спустя 472 года. Это значит, что в настоящее время мы видим Полярную такой, какой она была во времена Колумба! Мир звезд — это не просто «страна тысяч солнц», но страна очень далеких от нас небесных тел. Именно из-за огромных расстояний, которые отделяют нас от звезд, мы видим звезды не такими, как свое Солнце.

А вот созвездие Ориона. На всем небе нет иного созвездия, которое содержало столько интересных и легкодоступных для наблюдения объектов, как Орион. Ригель— самая яркая звезда созвездия Орион. Цвет этой звезды голубовато-белый, температура поверхности около +13 000°С. Видимый блеск Ригеля весьма значителен, и все-таки трудно поверить, что эта звезда излучает свет в 64 тыс. раз интенсивнее, чем наше Солнце, но Ригель не только горяч, он по диаметру превосходит Солнце в 40 раз, это звезда сверхгигант- Как ни велик Ригель, но Бетельгейзе, альфа Ориона, несравненно больше. Это действительно исполин, по диаметру Бетельгейзе больше Солнца в 300 раз! Заменив Солнце, Бетельгейзе поглотила бы в себя все ближайшие планеты по Марс включительно! А Ригель, этот пышущий жаром голубовато-белый сверхгигант, испепелил бы весь органический мир Земли. В созвездии Кассиопея пять самых ярких звезд образуют перевернутую фигуру, похожую на букву М. Созвездие Большого Пса с главной звездой созвездия, ярчайшей звездой неба блестящим Сириусом. Сириус примерно вдвое больше (по диаметру), вдвое массивнее и вдвое горячее Солнца. Если бы Сириус заменил Солнце, то на Земле была бы нестерпимая жара, при которой могли выкипеть все земные океаны. Сириус имеет спутник, который называется Щенком. Это белый карлик, по диаметру он всего втрое больше Земли, средняя плотность его вещества столь велика, что спичечный коробок, им наполненный, должен иметь массу в целую тонну! Главная звезда созвездия Малого Пса Процион —ближайшая к Земле звезда.

В созвездии Близнецов две самые яркие звезды — Кастор и Поллукс. Кастор— горячая звезда, а Поллукс холодная, оранжевая. В созвездии Возничий есть звезда Капелла, что в переводе с греческого языка на русский означает козочка. А вот созвездие Андромеды, в котором расположена величайшая звездная система с миллиардами звезд— соседняя галактика, единственная галактика северного полушария неба, видимая невооруженным глазом. На небе туманность Андромеды занимает площадь в 70 раз больше полной Луны, а нашему взору она представляется овальным пятном. Туманность Андромеды похожа на нашу Галактику. Свет от нее до Земли идет около двух миллионов лет. В ясные звездные ночи можно увидеть слабосветящуюся с неровными и неопределенными очертаниями полосу, опоясывающую все небо, ширина ее различна— это часть Млечного Пути. В этом плоском диске и его рукавах, по современным оценкам, насчитывается свыше двухсот миллиардов звезд. Наша Галактика — галактика Млечного Пути, это гигантский зеленый остров, в состав которого входит и Солнечная система. Наша Солнечная система находится в одном из спиральных рукавов, но далеко от ядра Галактики, ближе к ее окраине. Солнце движется вокруг центра Галактики со скоростью 250 км/с и совершает один оборот вокруг него примерно за 200—250 миллионов лет. Наша Солнечная система тоже велика. От Солнца до самой дальней планеты около 6 млрд км. Огромнейшее расстояние! Вообразим, что некий юноша шестнадцати лет от роду приобрел волшебные сандалии римского бога Меркурия и отправился в путешествие по прямой линии с Земли на Плутон. Крылатая обувь дала ему способность проходить в час по 6 тысяч километров. При такой скорости волшебный пешеход через год с лишним доберется до Марса, а через 11 лет с лишним — до Юпитера. На тридцать девятом году жизни наш путешественник переведет дух на Сатурне. Свое шестидесятипятилетие он справит на Уране, а к Нептуну подойдет уже восьмидесятидвухлетним стариком. Плутона он достигнет в том случае, если доживет до ста лет. Впервые научно обосновал строение Солнечной системы великий польский ученый Николай Коперник в XVI в. Вот перед вами наша Солнечная система: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; три последние планеты видны только в телескопы. Люди давно заметили среди звезд блуждающие светила — планеты. Их девять.

Ближайшая к Солнцу планета Меркурий, совершающий полный оборот вокруг Солнца за 87,97 суток, а вокруг своей оси за 58,65 суток. Меркурий движется по сравнительно вытянутой орбите. По количеству и размерам кратеров поверхность его напоминает лунную. Днем температура поднимается до +400°С и более, через 2 часа после захода Солнца опускается до -140°С, а ночью до -180°С. Атмосфера у Меркурия отсутствует. Плоскость экватора планеты практически совпадает с плоскостью орбиты, поэтому сезонных изменений на ней нет. Меркурий окутывает разреженная газовая пыль, которая в основном состоит из водорода, кислорода и гелия и по плотности в миллионы раз уступает земной атмосфере. Следующая планета Венера. В отличие от Меркурия Венера — гораздо более удобна для наблюдений. Она ослепительно ярко сияет по вечерам на западе или по утрам на востоке. После Солнца и Луны это самое яркое светило на земном небе. Его можно наблюдать в течение нескольких месяцев. В телескоп хорошо видны фазы Венеры: то узенький серпик, то «удлинение ее рогов». Вызвано это явление мощной и плотной атмосферой Венеры, когда верхние, освещенные Солнцем слои поверхности Венеры и создают эффект «удлинения рогов». Из-за густого облачного покрова поверхность Венеры трудно разглядеть. По своим размерам Венера близка к Земле, но резко отличается от нее по своей физической природе. Ее атмосфера состоит на 97% из углекислого газа, главная примесь азот (около 2%), а на долю водяного пара приходится всего около 1%. Кислорода на Венере меньше 0,1%. Химический состав облаков Венеры окончательно не установлен, но облака не похожи на земные. В них, скорее всего, присутствуют ядовитые соединения ртути с серой или хлором, а также примеси соляной и серной кислот. Подобно ватному одеялу, облачная атмосфера Венеры создает «парниковый» эффект, то есть удерживает тепло, полученное твердой поверхностью планеты от Солнца. За счет этого температура под облаками на поверхности Венеры близка к +500°С, а атмосферное давление к 100 атм. Очевидно, что в таких условиях существование открытых водоемов исключено и вся поверхность Венеры суха и пустынна. Советские автоматические станции зафиксировали на поверхности Венеры обилие камней разной формы и размеров, отбрасывающих тени, это говорит о том, что, несмотря на облака, освещенность поверхности Венеры достаточно велика. Средствами радиолокации изучен рельеф Венеры. Выяснилось, что на Венере есть горы, вдвое более высокие, чем на Луне, имеются и протяженные возвышенности высотой около 2 км, длина их 150 км, обилие кратеров, особенно на экваторе, наибольший из них имеет диаметр 160 км, глубину 400 м. Большинство кратеров имеет метеоритное происхождение, и образовались они в то время, когда Венера еще не была защищена от метеоритов атмосферой. На Венере есть и обширные ровные участки, еще более гладкие, чем лунные моря. Обилие камней и другие факты свидетельствуют о высокой вулканической активности Венеры как в прошлом, так и в настоящем. Радиолокаторы обнаружили на Венере вулкан высотой около 1 км с диаметром основания около 400 м. Выявлены и другие следы тектонической активности (сбросовые движения, разлом в коре длиной 1500 км, шириной 150 и глубиной 2 км). Камни похожи на базальты, вероятно, имеют магматическое происхождение. Венеру исследовали советские станции серии «Венера». В 1983 г. станции «Венера-15» и «Венера-16» исследовали недоступные для наблюдений с Земли приполярные участки поверхности планеты. Обнаружены полуразрушенные кратеры ударного происхождения, здесь также равнины сменяются возвышенностями. В атмосфере Венеры постоянно дуют сильные ветры, так что название «планета бурь», которое ей дал известный советский писатель-фантаст А. П. Казанцев, вполне соответствует нынешним сведениям о соседней планете, оказавшейся удивительно мрачным миром. Прежние фантазии о красивых рощах Венеры и праздниках с иллюминациями, которые регулярно устраивают ее разумные обитатели (так объясняли «пепельный свет» Венеры), пришлось сдать в архив многих романтических заблуждений человечества.

Следующая планета — наша Земля, обитель жизни. За нашей планетой — Марс. Марс на протяжении почти века был самой популярной из планет. В 1877 г. Дж. Скиапарелли открыл на Марсе знаменитые «каналы», которые долгое время рассматривались многими учеными как убедительное доказательство существования марсиан, разумных обитателей соседней планеты. Снимки Марса, полученные в 1965 г. с близкого расстояния американской автоматической космической станцией «Маринер-4», принесли горькое разочарование защитникам гипотез об обитаемости Марса. Ландшафт Марса имел сходство с безжизненной Луной. При хороших атмосферных условиях в телескоп Марс выглядит красновато-оранжевым диском, на котором можно разглядеть голубовато-серые пятна «морей» и крошечные белые полярные шапки. Примерно раз в два года наблюдается противостояние Марса, то есть моменты его максимального сближения с Землей. Марс по размерам и массе уступает Земле и окружен гораздо более разреженной атмосферой, чем Земля. У поверхности Марса плотность его атмосферы в 200 раз меньше плотности комнатного воздуха, кроме того, атмосфера планеты состоит полностью из углекислого газа —дышать в таких условиях человек не смог бы. Изредка в атмосфере Марса наблюдаются легким белые облака, чаще облака желтой пыли, которые поднимаются с поверхности планеты мощными пылевым) бурями. На экваторе Марса в полден! температура повышается до +25°С ночью опускается до -90°С. Самые холодные области находятся у полюсов Марса, где температура -130°С. Полярные шапки Марса состоят в основной из замерзшей углекислоты — того «сухого льда», который употребляют для сохранения мороженого. Есть в марсианских полярных шапках и обычный водяной лед, количество которого, однако, пока оценить не удалось. Вполне возможно, что под почвой Марса скрыты значительные запасы «водяного» льда. Поверхность Марса покрыта лимонитом — гидратом окиси железа, напоминающим ржавчину, отсюда и красновато-оранжевый цвет планеты. Рельеф Марса напоминает лунный. Здесь много кратеров, вероятно, метеоритного происхождения. Есть вулканы, крупнейший из них Олимп (высота — 24 км, поперечник основания 600 км). Вулкан Олимп —самая крупная гора в Солнечной системе. Следы вулканической активности Марса проявляются и в разломах его коры. Крупнейший разлом простирается в длину на 4000 км, глубина 6 км, ширина 120 км. На Марсе в некоторых районах видны образования, похожие на дюны, — следы деятельности марсианских ветров. Самые удивительные детали рельефа Марса — извилистые углубления, напоминающие русла высохших рек. Прямые поиски следов жизни на Марсе, предпринятые в 1976 г. автоматическими станциями «Викинг» (США), не дали определенных результатов. Многие тайны Марса еще не раскрыты и ждут своих исследователей. Дальше Марса— величайшая из планет Солнечной системы Юпитер, которая возглавляет группу планет-гигантов, в нее входят Сатурн, Уран, Нептун, они отличаются от планет земного типа. Даже в небольшие телескопы видна заметная сплюснутость его диска— результат быстрого вращения Юпитера вокруг оси. Сутки на планете продолжаются 9 часов 55 минут 40 секунд, тогда как год Юпитера длится почти 12 земных лет. На поверхности Юпитера всегда видны сероватые полосы, они тянутся параллельно его экватору. Есть облачные образования в мощной атмосфере Юпитера, которая состоит из водорода (60%) и гелия (36%), среди примесей метан, аммиак, водяные пары. Все эти газы бесцветны, тогда как полосы в атмосфере Юпитера, и особенно его Красное пятно, имеют различную, порой заметную окраску. Астрономы наблюдают существование пятна уже около 300 лет, но лишь теперь его природа становится понятной. Это гигантский смерч, который завершает один оборот за 6 суток. Все планеты-гиганты имеют низкую среднюю плотность, близкую к плотности воды, а Сатурн— еще ниже; 0,7 г/см3. Но размеры гигантов так велики, что 99,6% всей массы планетной системы приходится на их долю. Масса Юпитера в 313, а Сатурна в 95 раз больше земной. Все планеты-гиганты излучают в 2— 2,5 раза больше тепла, чем получают от Солнца. Исключением является Уран: он излучает столько же, сколько получает. Планеты-гиганты отличаются быстрым вращением, что приводит, благодаря действию центробежных сил, к сплющенности шара планеты. Период вращения Сатурна 10 часов 39,4 минуты. Юпитер, Сатурн и Уран обладают кольцами, причем наиболее развита система колец Сатурна. Кольца состоят из множества отдельных элементов, обращающихся вокруг планеты по своим орбитам. Юпитер имеет 16, Сатурн — 17, Уран — 15 известных ныне спутников. В Солнечной системе ныне известно 54 естественных спутника планет. Семь спутников, включая Луну, имеют диаметр больше 3 тыс. км, еще три спутника имеют диаметр больше 1500 км. На спутнике Юпитера Ио обнаружены действующие вулканы, которые выбрасывают серу, ее соединения и другие элементы. На спутнике Сатурна Титан есть атмосфера, которая примерно на 80% состоит из азота, 6% метана. В атмосфере Титана обнаружено много органических молекул.

Уран, открытый в 1781 г.Гершелем, относится к наиболее далеким планетам. Из-за сильного поглощения в полосах метана в красной части спектра планета имеет сине-зеленый цвет. Период вращения планеты составляет 17 часов 14,4 минуты. Обнаружено 10 колец Урана. Пятнадцать спутников Урана ледяные, но отличаются от спутников Сатурна несколько большей плотностью, у них очень темная поверхность, как у колец. Полноправной составной частью Солнечной системы являются кометы, которые подобно планетам несут в себе много нераскрытых тайн. В советских космических экспериментах «Вега» аппараты вошли в голову кометы, сблизились с ее ядром и выполнили подробные исследования выбрасываемых кометой пыли и газа, а также окружающей комету плазмы. Исследовалась одна из самых интересных комет — комета Галлея. Ядро кометы, состоящее из водяного льда с примесями других веществ, оказалось значительно большим по размерам, чем ожидалось. Сблизившись на расстояние примерно 8 тыс. км с ядром, аппараты «Вега» передали телевизионные изображения, обработка которых позволила увидеть ядро, слегка проглядывающее сквозь дымку атмосферы кометы. Ядро кометы представляет собой ледяную глыбу, напоминающую стоптанный башмак, с длиной большой оси около 14 км и малых осей по 7,5 км. Главное ядро медленно вращается, примерно вокруг оси, проходящей сквозь «каблук», завершая один оборот за 53 часа. Темная поверхность и высокая температура, на первый взгляд, несовместимы с ледяной природой ядра. В исторических записях и научных наблюдениях зафиксировано появление более тысячи комет. Мы можем наблюдать остатки распадающихся комет. Когда в атмосферу Земли вторгается космическая льдинка или камешек размером с лесной орешек со скоростью от 11 до 72 км/с и сильно сжимает перед собой и нагревает воздух, то под действием скоростного напора воздуха и высокой температуры частица разрушается и испаряется. Так вспыхивает и угасает на высоте около 100 км метеор. Метеор — это вспышки в атмосфере, вызванные вторжением в нее метеорного тела. Иногда случаются «звездные дожди». Каждый август Земля проходит через струю метеорных тел, которые представляют собой космический сор кометы. Впервые звездный дождь, получивший название Леониды, наблюдал немецкий ученый Гумбольдт в 1799 г. в Южной Америке. Помимо остатков комет Земля встречается в космосе с обломками малых планет — астероидов, которые достигают поверхности Земли в виде метеоритов. Самое большое и лучше других изученное падение метеорита произошло 12 февраля 1947 г. на Дальнем Востоке, осколок которого вы видели в нашем планетарии. На основании показаний очевидцев академик В. Г. Фесенков вычислил орбиту этого метеорита и предположил, что до встречи с Землей он был одним из астероидов. Сейчас изучено движение, вычислены орбиты и занесены в каталоги более 2500 малых планет. Большинство из них имеют имена. В просторах космоса путешествуют Москва, Победа, Сибирия, Комсомолия и другие. Волгоградский планетарий имеет одну из лучших в России астрономических обсерваторий. Она находится во дворе планетария. Это круглое здание высотой 26 м с куполообразной крышей. Внутри нее на массивной бетонной колонне высотой 17 м установлен цейсовский 12-дюймовый телескоп-рефрактор с фокусным расстоянием 5 м и 800-кратным увеличением, длина трубы 6 м, вес— 2,5 т. Пол башни подъемный. Он может подниматься или опускаться на 1,8 м. Купол башни можно повернуть в любом нужном направлении. Большая щель в нем для трубы телескопа имеет в ширину 2,5 м, закрывается она при помощи дверок-створок. Вращение купола, подъем и опускание пола осуществляются при помощи специальных электромоторов. Телескоп можно направить в любую часть неба, а часовой механизм заставляет трубу телескопа медленно двигаться вслед за перемещающимся небесным светилом.

Телескоп, как известно, основной прибор для исследования Вселенной. Начало телескопических наблюдений связано с именем великого итальянского ученого Галилео Галилея. В 1609 г., узнав о том, что изобретена зрительная труба, позволяющая «смотреть вдаль», он собственноручно изготовил такую же трубу и применил ее для астрономических наблюдений небесных светил. Галилей стремился дать правильный ответ на вопрос о строении Вселенной. Первые телескопические наблюдения Галилей начал вести, пользуясь очень слабой и далеко не совершенной трубой. Хотя эта труба по своим оптическим качествам уступала даже современному театральному биноклю, все же она давала возможность познать многое, что было недоступно невооруженному глазу. Великому астроному Галилею удалось построить трубу с 32-кратным увеличением, и с помощью нее он сделал свои основные открытия. Прежде всего Галилей стал наблюдать Луну. Он увидел, что на Луне есть высокие горы, от которых падают тени, и что ее поверхность далеко не такая ровная, как это кажется невооруженным глазом. Наблюдая в свой телескоп звездное небо, ученый обнаружил бесчисленное множество новых, невиданных до сих пор неподвижных звезд. Значит, прав был его соотечественник Джордано Бруно в том, что звезд-солнц великое множество, а просторы Вселенной безграничны!

Продолжая наблюдения, Галилей открыл у Юпитера четыре спутника. Через некоторое время ученый заметил, что планета Венера, подобно Луне, видна в различных фазах— от узкого серпа до полного диска. Последнее открытие подтверждало, что планеты действительно являются «темными землями», подобными нашей Земле, и светят исключительно отраженным солнечным светом. Теперь сходство других планет с Землей стало более очевидным. Телескопические открытия Галилея, доказывая истинность учения Коперника, нанесли удар по религиозным предрассудкам об устройстве мира. Великий русский ученый и выдающийся астроном М. В. Ломоносов успешно конструировал телескопы-рефлекторы и сам занимался наблюдением за небесными светилами в телескоп. В 1761 г., наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, он обнаружил, что эта планета «окружена знатной воздушной атмосферой». М. В. Ломоносов придавал важное значение наблюдениям за звездами и в практических целях — для кораблевождения. В 60-е гг. в нашей стране вступил в строй очень большой отечественный телескоп — 260-сантиметровый зеркальный телескоп Крымской астрофизической обсерватории. С помощью же нашего телескопа мы можем наблюдать Солнце и пятна на Солнце, Луну с ее кратерами, горами, морями. Вечером, ночью ведутся наблюдения за планетами Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, за звездами, кометами, звездными скоплениями, а также за близкими галактиками. В наш телескоп в ясную хорошую погоду ночью можно увидеть звезды 13—15-й величины. Напомним что блеск звезды 13-й величины в 50 тысяч раз слабее блеска звезды первой величины. Следовательно, наш телескоп обладает весьма зорким зрением. На небе около шести миллионе! звезд до 13-й звездной величины. Если бы мы каждый вечер наблюдали 100 звезд, то, чтобы пересмотреть все звезды, видимые в данный телескоп, нам бы пришлось заниматься подобными наблюдениями около 160 лет.

Начиная с октября проходят ночные наблюдения. Поздним вечером любители-астрономы поднимаются по гранитным ступеням к телескопу. Лектор открывает створки основной башни обсерватории и наводит 6-метровую трубу телескопа в темное небо. Перед нашим взором возникает крупный сияющий диск с зеленоватой поперечной полосой — это планета Юпитер. Вблизи Юпитера мы видим его четыре наиболее ярких спутника, открытых еще Галилеем. А вот Сатурн со своими кольцами, мерцающими голубоватым светом. А там, чуть подальше, красноватый диск с едва заметными темноватыми пятнами. Это наш сосед — загадочный Марс. Ни одно небесное явление, наблюдаемое на широте Волгограда, не проходит без пристального внимания к нему любителей астрономии, будь то солнечное или лунное затемнение, появление на небе комет, противостояние планет и т. д. Вспоминается март-апрель 1986 г., когда через 76 лет вновь можно было наблюдать в телескоп за кометой Галлея. Это было поистине удивительное зрелище. Дети, взрослые, несмотря на позднее время, шли, приезжали из дальних сел, городов, других областей, Калмыкии, чтобы взглянуть на комету, с которой им, может быть, и не придется больше никогда встретиться. А какой огромный интерес вызвало у людей солнечное затмение 11 августа 1999 г. Диск солнца был закрыт на 75 процентов тенью Луны. За один день планетарий посетило свыше 10 тысяч человек, больше, чем нас посещало за два месяца. Была разработана специальная программа по наблюдению затмения солнца. Лекторы работали одновременно на нескольких площадках. Были заранее приобретены свыше 200 специальных темных очков, с помощью которых можно было наблюдать это явление. И вот наступил долгожданный момент; огромный диск солнца был покрыт почти полностью тенью Луны и среди ясного дня сгустились сумерки. Все затихло. Не слышно было пения птиц, очень тихо переговаривались люди. Все как бы боялись нарушить очень редкое величественное, торжественное небесное явление. А полное солнечное затмение произошло 15 февраля 1961 года. Следующее полное солнечное затмение будет только XXII в., через сто с лишним лет.

Глубоко запомнилось и другое яркое небесное явление. В конце марта — начале апреля 1997 г. состоялось наблюдение за кометой Хейла-Боппа. Астрономы-любители также следили за этой удивительной кометой. В обсерваторию каждый вечер приходило большое количество учащихся, студентов, взрослых. Приезжали из города Волжского, Красноармейского района, а также из близ расположенных сельских районов. Интерес был огромен, на лицах людей радость. Ведь увидеть на небе столь яркую комету— большая удача. С ней жителей планеты Земля смогут встретиться только через 30 веков. Большим событием в жизни людей нашей планеты Земля было вступление в новый век. Народы мира южного и северного полушария задолго начали готовиться к встрече нового года, нового столетия. Шесть миллиардов живущих на планете людей по-разному в соответствии со своими традициями, обычаями встретили 2001 год и новый век. В планетарий задолго до наступления нового столетия стали звонить, писать, приходить люди с одним вопросом, когда наступит новый XXI век, когда наступит новое тысячелетие. Для того чтобы разобраться в этом непростом вопросе, обратимся к истории.

Для уточнения календаря в 1582 г. была проведена реформа. Необходимый расчет осуществлял итальянский врач и математик Луиджи Лилио, а саму реформу провел, как известно, папа Григорий XIII, в его честь календарь назвали григорианским. При этом движение Солнца по зодиакальному кругу вновь стало соответствовать тем числам месяцев, что и в IV в., когда было принято христианство в Римской империи. В первую очередь, это было связано с расчетами наступления основного церковного праздника— Пасхи. Помимо установления начала и длительности года людям с глубокой древности было необходимо летосчисле-ние. Счет лет от Рождества Христова, используемый сейчас в большинстве стран, ввел в 525 г. настоятель Римского монастыря Дионисий Малый. Счет лет от Рождества Христова, называемый нашей эрой, с XI в. используется во всей Западной Европе. В полном соответствии с историческим летосчислением, началом каждого столетия и тысячелетия должна считаться дата 1 января года, номер которого заканчивался на 01. А по астрономическому счету, поскольку существовал «нулевой год», началом каждого столетия и тысячелетия должна считаться дата 1 января года, номер которого заканчивается на 00 (1700, 1800, 1900,2000). Введение отсчета начала столетия является не только научным вопросом. Во все времена календарные изменения устанавливались в законодательном порядке. В нашей стране с введением григорианского календаря в 1918 г. не затрагивался вопрос о календарной эре, и последним по времени законодательным актом в России по этому вопросу можно считать указ Петра I от 20 декабря 1694 г. о введении начала нового года 1 января и летосчисления от Рождества Христова. Сегодня можно с уверенностью сказать, что XXI в. начался 1 января 2001 г., так как по исторической шкале времени не было нулевого года. Поэтому 2000 г. был последним годом XX в. В изучении необычных небесных явлений, а также событий, связанных с нашей планетой Земля, и в получении правильных ответов на многочисленные вопросы нам помогает телескоп. Именно здесь, в обсерватории, юные астрономы-любители знакомятся с небесными светилами, приобретают начальные знания по астрофизике. Особенно увлекательно проходят практические занятия, на которых изучаются основные методы наблюдений и ведутся исследования Луны, планет, переменных звезд, звездных скоплений, Солнца и других объектов. А с каким увлечением ребята фотографируют Луну или звезды! Некоторые из них получили неплохие фотографии Луны и отдельных участков лунной поверхности. В наше время значение астрономии и интерес к ней со стороны широких масс все более возрастает. В этих условиях обсерватория при Волгоградском планетарии решает благородную задачу по пропаганде астрономических знаний.


Своеобразие астрономической площадке придают самые высокие голубые ели в городе, розарии, ярко-зеленые газоны, цветочные клумбы, березы, ивы,тополя. И только здесь можно увидеть большой глобус, солнечные часы, а вдали медный купол обсерватории. Экскурсовод приглашает посетителей познакомиться с наглядными пособиями, установленными на астрономической площадке. Солнечные часы Волгоградского планетария привлекают особое внимание школьников, туристов, многочисленных гостей. Немного истории. Солнечные часы были изобретены около 530 лет до н. э. Они были построены в Лакедемоне, а изготовил их грек Аник-симен Милетский. Принцип их работы чрезвычайно прост. Как непрерывно меняется в течение дня положение Солнца на небе из-за вращения Земли, так и отбрасываемая тень перемещается с той же скоростью. Поэтому, чтобы знать время, достаточно следить за перемещением тени по отметкам. Меридиональные солнечные часы работают от светила; гномон (стержень) проецирует тень на квадрат с нанесенными метками, рядом с которыми цифрами обозначено соответствующее время суток. Естественно, пользоваться солнечными часами можно только в солнечную ясную погоду. Далее располагается большой двухметровый в диаметре земной глобус, установленный своей осью на Полярную звезду. Экскурсовод сообщает посетителям, что это один из крупнейших глобусов в мире. Его диаметр только в 6 миллионов раз меньше диаметра земного шара. На нем изображены моря, океаны, горы, плоскогорья, равнины. Ось глобуса параллельна оси Земли, и меридиан волгоградского глобуса совпадает с меридианом Волгограда на Земле. При помощи этого глобуса можно определить, где на земном шаре в каждый данный момент день или ночь, полдень, раннее утро, вечер и т. д. Его поверхность в любой момент освещена также, как в этот момент освещен земной шар. Экскурсовод сообщает посетителям, что повседневные наблюдения показывают, как в зависимости от времени года меняется и полуденная высота Солнца над горизонтом, а также продолжительность дня и место восхода и захода Солнца. Подходим к прибору, состоящему из металлических колец и дуг. Это так называемая армиллярная сфера, изобретенная более двух тысяч лет назад. Находясь внутри армиллярной сферы, можно наблюдать путь Солнца и планет в течение суток и года, взаимное расположение Солнца и планет в определенное время, как это представляется с Земли. Есть веские основания считать, что этот прибор впервые сконструировали в Китае.


Армиллярная сфера дает возможность довольно точно установить точку горизонта, в которой сегодня в Волгограде взошло солнце, определить положение Солнца, Луны и планет в любой момент суток в течение всего года. На астрономической площадке расположены гелиоустановки, главной частью которых является большое вогнутое зеркало диаметром в 1,5 м. Повернув зеркало к солнцу, можно получить в его фокусе температуру до +3000°С. Производим опыт: помещаем железную пластинку между лучом и зеркалом, и через несколько секунд концентрированный солнечный луч прожигает ее насквозь, образовав отверстие с оплавленными краями. С помощью гелиоустановок можно не только нагревать воду, но и превращать ее в пар высокого давления, а также производить сварку сверхпрочных металлов. Впервые температура поверхности Солнца была определена при помощи примерно такой же установки. Это было сделано более ста лет назад профессором Московского университета В. К. Церас-ским. Его вогнутое зеркало имело в диаметре около метра и давало в фокусе температуру до 3500°С.

В большом Звездном зале планетария ежедневно читаются лекции, проводятся программы, знакомящие с новейшими достижениями науки. Во время лекции, программы слушатели видят звездное небо, панорамное изображение Марса, Луны, тропиков и наблюдают различные небесные явления: полет кометы, метеоритный дождь, затмение Луны, Солнца, северное сияние, полет космического корабля и многое-многое другое. Лекторы широко используют цветные слайды, фрагменты научно-популярных фильмов. Именно в этом необычном зале можно проследить за вспышками на Солнце, увидеть с близкого расстояния Луну и присутствовать при старте космического корабля. В субботние и воскресные дни читаются лекции специально для детей с родителями. Это не учебные лекции по курсу астрономии. В увлекательной форме лекторы Т. П. Ушакова, О. Б. Ко-лесникова, Л. Н. Филатова и другие рассказывают о строении Вселенной, о процессах, происходящих в окружающем мире, о Земле и других планетах. Леюор Г. Л. Аксенова интересно читает лекцию «Мифы и легенды о звездном небе», а О. Б. Колесникова увлекательно проводит программу для самых маленьких «Путешествие белого медвежонка». Послушать ее программу — все равно что побывать на спектакле. Дети в восторге от программы К. П. Ястремского «Зоопарк на орбите». А как увлекательно с глубоким знанием психологии детей читает лекцию для них старейший лектор планетария Л. Н. Филатова!

В связи с известными перестройками в области образования, культуры, экономики сегодня приобретает особый смысл работа планетария. Коллектив планетария считает своей главной задачей помочь учащимся глубже усвоить курс астрономии. В изучении астрономии необходима наглядность изложения материала. Для этого мы часто используем наблюдения за светилами и явлениями. Однако эти явления невозможно «планировать». Они зависят от погоды, времени года и суток. В нашем Звездном зале планетария все это можно организовать «по заказу», и в первую очередь, «звездное небо», являющееся копией настоящего. За год в планетарии проводится до одной тысячи лекций, программ, на них присутствуют более 50 тысяч школьников. Цикловые лекции по курсу астрономии, химии, физики тесно увязаны с новыми школьными программами. Лекторы планетария следят за всеми новинками в области астрономии, химии, физики, космонавтики, включают соответствующие материалы с необходимыми иллюстрациями в свои лекции. На познавательных программах, лекциях, проводимых в планетарии, обращается внимание на бесконечное разнообразие видов, форм и состояний материи, находящейся в вечном развитии.

В Волгоградском планетарии планомерная работа с учащимися школ началась и приобрела свойственную ей специфику в 1958 г. Тогда перед нашими лекторами возникли многочисленные трудности, в решении которых оказывали большую помощь преподаватели вузов. Особое внимание работники планетария уделяют воспитанию культуры, расширению астрономических знаний среди молодежи. Нашей постоянной заботой является совершенствование традиционных и поиск новых форм работы среди школьников, учащихся профессионально-технических училищ, колледжей, студентов. Наиболее эффективными из них являются циклы лекций «Человек познает Вселенную», «Космос служит человеку», «Экология и человек». В планетарии постоянно действуют лектории, кинолектории, проводятся вечера вопросов и ответов, устные журналы, тематические вечера. Так, 12 апреля 2004 г. был проведен праздник, посвященный полету первого человека в космос. Подобрали интересный материал, организовали выставку, показали фрагменты из документальных фильмов о первом космонавте мира Юрии Алексеевиче Гагарине. Взрослые и дети из многих городов, сельских районов затаив дыхание слушали живой голос Гагарина перед полетом в космос. В стенах планетария перед молодежью часто выступают с лекциями ученые вузов, космонавты. При Волгоградском планетарии более 40 лет действует юношеская астрономическая секция, у истоков которой стоял большой энтузиаст, преподаватель астрономии педагогического института А. А. Колчин. Свою работу секция начинала с небольшим числом любителей астрономии, сегодня это клуб любителей астрономии, в котором участвуют одаренные дети с 3-го по 11-й класс. Сотрудники планетария работают бесплатно с детскими домами, спецшколами, интернатами области. С просьбами о бесплатном посещении к нам постоянно обращаются Ассоциация детей-инвалидов, социальные учреждения, центр «Семья», вспомогательные школы-интернаты. В 2003 году организовано 44 цикла познавательных лекций для учащихся, их прослушали 6 тысяч школьников, учащихся техникумов, студентов колледжей. Многие постоянные посетители планетария занимаются бесплатно в секции любителей астрономии. Практические занятия и научно-исследовательские наблюдения проходят в здании астрономической обсерватории. Ни одно небесное явление, наблюдаемое на широте Волгограда, не проходит без внимания юных любителей астрономии. В секции «Астроном-любитель», в которой занимаются учащиеся 7—8-х классов, изучается курс сферической астрономии, прививается умение пользоваться астрономическими ежегодниками и звездными картами, ребята овладевают навыками работы с астрономическим оборудованием, знакомятся с методикой астрономических наблюдений за небесными телами.

Члены астрокружка «Астрофизик», ученики 9—11-х классов, решают на занятиях самые сложные задачи. Они постигают современную научную картину о строении и эволюции Вселенной, знакомятся с последними достижениями отечественной и зарубежной науки и космонавтики. В своей практической деятельности руководитель — лектор Т. П. Ушакова обучает ребят новым формам в изучении астрономического материала, построению доклада, лекции, ведет подготовку к участию в конкурсах на лучший проект олимпиады. В планетарии постоянно действует выставка детского рисунка на темы астрономии, космонавтики. Участники — ученики многих школ Волгограда и сельских районов. Итогом работы с юными любителями астрономии является участие членов секций, кружков, клуба в различных научных конференциях. Юные астрономы поощряются администрацией планетария ценными подарками, Почетными грамотами за интересные содержательные доклады. Всесоюзное астрономо-геодезическое общество за активное участие нашей секции в подготовке к встрече с кометой Галлея наградило четверых кружковцев поездкой в Артек. Многие учащиеся, активные члены секций, прослушивают все циклы лекций, программ и успешно поступают в высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда, после окончания которых занимаются астрономией на профессиональном уровне. Астрономы-любители В. Г. Сурдин, С. А. Ламзин, прошедшие школу обучения при Волгоградском планетарии, стали учеными, кандидатами наук. Они теперь сами являются авторами научно-астрономических книг. Выпускница нашей секции С. Малютикова работает научным сотрудником Крымской астрофизической обсерватории. Учащийся Петр Воронин, занимавшийся в астрономической секции, стал победителем Всероссийской олимпиады в 1998 г., которая проходила в Москве. Его без вступительных экзаменов приняли на астрофизическое отделение Московского государственного университета им. Ломоносова. За пятьдесят лет работы Волгоградского планетария 1959 учащихся, посещавших занятия по астрономии, физике в планетарии, успешно сдали экзамены в вузы и сегодня являются учеными, преподавателями. Нас радует не только сам факт научных достижений бывших любителей астрономии, но и приток их из профессионально-технических училищ, лицеев и т. д.

Сегодня в школах очень сильно сокращен курс астрономии. Волгоградский планетарий, его сотрудники восполняют этот пробел, практически каждый школьник, учащийся, студент обязательно посещает звездный дом Волгограда. Лекторы планетария выступают с лекциями в школах, лицеях, колледжах, техникумах. Только в 2002 г. прочитано на выезде 130 лекций, на каждой в среднем присутствовало по 20 человек. Увлечение звездами остается у ребят на всю жизнь. К тому же школьники, которые прошли обучение по астрономии, физике, космонавтике в планетарии, уже став взрослыми, правильно ориентируются в жизни, они более культурны, добры, глубоко разбираются в различных жизненных аспектах, у них создаются крепкие семьи. Космос благотворно воздействует на тех, кто хочет познать Вселенную, звезды, планеты.

В сентябре 2004 г. Волгоградскому государственному планетарию исполнилось 50 лет. Оценку его работы за полувековой период дал Глава Администрации Волгоградской области Николай Кириллович Максюта. «Невозможно представить себе наш город без великого архитектурного ансамбля — Волгоградского планетария, неустанному труду всего коллектива единомышленников которого обязаны волгоградцы и многочисленные гости прекрасной возможности прикоснуться к тайнам необъятного космоса, бывать в этом храме науки, слушать лекции по астрономии, космонавтике, физике, биологии, географии». За 50 лет Волгоградский государственный планетарий посетили 32 миллиона человек. За это время проведено 164 тысячи лекций, программ, кинолекториев. Коллектив планетария постоянно совершенствует и расширяет пропаганду естественно-научных знаний. Главное место в планетарии занимают лекции по астрономии и космонавтике, экологии. Они призваны раскрывать достижения астрономической науки, показывать результаты новейших исследований космических пространств и их народно-хозяйственное значение. Лекторы планетария знакомят слушателей с достижениями современной астрофизики, в том числе новейшими исследованиями Луны и планет нашей Галактики и внегалактических объектов, раскрывают сущность современных методов астрономических и астрофизических исследований. Это особенно важно в области астрофизики, где проходит передний край современного естествознания, именноздесь в последние годы сделаны открытия принципиального значения, раздвинувшие рамки известных человеку физических явлений. За период с 1954 по 1990 г. прочитано свыше 20 тысяч лекций по заявкам предприятий и учреждений в цехах, предприятиях сферы обслуживания и торговли, а также в детских учреждениях — школах, лицеях, гимназиях, лагерях отдыха детей. На выездных лекциях лектор не располагает такими разнообразными наглядными пособиями, как в Звездном зале, но зато он находится в более тесном контакте с аудиторией. Как правило, каждая лекция в классе сопровождается показом красочных слайдов. Так как на массовые выездные лекции собираются в основном дети, многие астрономические лекции основной тематики имеют «детские» варианты. Но все же подавляющая часть массовых детских лекций специально предназначена и соответствующим образом разработана для детской аудитории. Каждая детская лекция отличается ясностью замысла, четкой логикой, занимательностью, глубоким отбором материала, ненавязчивостью выводов, к которым слушателей должно естественным образом подводить само изложение. Ежемесячно на лекторских совещаниях проходит прием и обсуждение новых лекций, программ. Обычно все тексты новых программ, лекций рецензируются учеными вузов города. Затем новый материал прослушивается в большом Звездном зале. Строгие требования предъявляются не только к содержанию лекционного материала, но и к манере изложения.

Лектор должен разговаривать с юными слушателями как с равными себе, хорошим литературным языком, избегая назидательности и поучений, совершенно неуместных для массовых детских лекций. Кроме того, от лектора требуется, чтобы он вел лекцию на хорошем эмоциональном уровне, слушатели должны ощущать личную заинтересованность лектора в том, о чем он рассказывает. Лектор должен обязательно обладать чувством меры. Среди детских лекций, читаемых в планетарии, следует особо выделить те, которые могут быть названы научно-художественными. Это биографические лекции об ученых и путешественниках, о тех или иных проблемах науки, приключениях, научной фантастике. Все они имеют своей целью в увлекательной литературно-художественной форме дать юным слушателям научное представление о мире. Очень популярны и сегодня у детей младшего возраста сюжетные детские лекции на географические, астрономические темы: «Путешествие Незнайки», «Приключение капельки воды» и многие другие. В главном Звездном зале мы читаем 1200—1300 лекций в год. Кроме того, в планетарии проводится около 1500— 1600 экскурсий в фойе, на астрономической площадке, в обсерватории. В летний период Волгоградский планетарий посещает большое число жителей различных сельских районов близлежащих областей — Астраханской, Воронежской, Республики Калмыкии. Поэтому в Звездном зале ежедневно читается лекция «Под звездным небом планетария». И хотя обзорная лекция по астрономии и космонавтике не претендует на значительную глубину, в ней наиболее полно представлены эффектные демонстрации различных небесных явлений.

Коллектив Волгоградского планетария работает на полном хозяйственном расчете, не получая дотации от государства. Выжить в этих сложных условиях можно только за счет повышения качества работы: расширения тематики программ и лекций, улучшения зрительного ряда, световых, музыкальных эффектов, более широкого использования фрагментов научно-документальных и исторических фильмов. Мы стремимся постоянно использовать новую технику. Только за последнее время внедрено полиэкранное изображение цветных слайдов, когда на полотняном куполе одновременно показывается 6 цветных диапозитивов, установлены акустические колонки, радиомикрофоны, а главное— большой телеэкран. С помощью видеопроектора на экране 4х3 м демонстрируются различные фильмы. С применением этого дорогостоящего оборудования значительно повысилось качество проводимых в большом Звездном зале программ, лекций. В субботние и воскресные дни в планетарии проводятся специальные программы для детей с родителями: «В гостях у звезд», «Семь чудес Солнечной системы», «Здравствуй, Солнце золотое», «Зоопарк на орбите», «Проделки Луны», «В солнечном царстве — космическом государстве». Особенно оживленно в планетарии в дни зимних, весенних каникул. К дням отдыха школьников готовится специальная большая программа. Для многих школьников стало доброй традицией проводить торжественные линейки в фойе планетария в День космонавтики 12 апреля. Ребята встречаются с космонавтами, знатными людьми области, города. С сентября по май ежегодно в Звездном зале планетария читаются циклы учебных лекций по астрономии, биологии, географии, физике для учащихся 1—10-х классов. В программу, разработанную научно-методическим отделом совместно с учеными вузов города, включены наиболее важные темы по астрономии, наукам о Земле, космонавтике, экологии. Часто в адрес планетария приходят письма, раздаются звонки по телефону с просьбой осветить загадочное небесное явление, сообщить, когда будет затмение Луны, Солнца и т. д.

Лекторы планетария отвечают на все письма, телефонные звонки, систематически выступают с заметками, статьями, интервью в газетах, по телевидению, радио, освещая интересные вопросы астрономии. Таким образом устанавливается прочная связь Волгоградского планетария с различными группами населения. Деятельность Волгоградского планетария расширяется с каждым годом. Ежегодно создается 10 новых программ, лекций. Мы стремимся в них продемонстрировать достижения в области астрономии, космонавтики, экологии и других наук и показать мощный интеллектуальный потенциал развития науки и техники в нашей стране.

Волгорадский планетарий. Часть1 | Волгорадский планетарий. Часть2 | Волгорадский планетарий. Часть3



Публикация проекта 02.02.2006
Материал подготовлен  для публикации на проекте, Козловским Александром.


Планетарии России

Copyright © 2004 - 2016, Проект 'Астрогалактика' • выпущен 12.07.2004
Top.Mail.Ru