Телескопостроение. “Строим телескоп часть- VI”.


Карта сайта

            
Астрономия
древнейшая из наук
 Античная астрономия
 Хронология астрономии
 Современная астрономия
Основы астрономии
 Начала астрономии
 Время и небесная сфера
 Созвездия
 Движение небесных тел
 Астроприборы
 Астрофизика
 Обзоры астрооборудования
 Астрономические наблюдения

Общая астрономия
 Солнечная система
 Звезды
 Наша Галактика
 Внегалактическая астрономия
 Внеземные цивилизации
 Астрономы мира и знаменательные даты

Дополнительно
 Форумы Astrogalaxy.ru
 Астрономия для детей
 Планетарии России
 Это интересно
 Новости астрономии
 О проекте






“Строим телескоп часть- VI” (Шлифовально-полировальный станок)


“Строим телескоп часть VI” (Шлифовально полировальный станок)


Строим телескоп - часть 6. Шлифовально-полировальный станок


Машинная обработка оптических поверхностей все- таки облегчает ручной труд. С увеличением диаметра пропорционально растёт вес заготовки зеркала, уже труднее двигать шлифовальником по заготовке. Изготовление станка для шлифовки дело совсем не сложное, в этом есть поле деятельности для пытливого ума.

  • Пояснение к Рис-1
  • А-заготовка зеркала Д=400мм
  • Б- оправа с разгрузочным приспособлением
  • В- зеркало от телескопа Мицар Д=110мм
  • Г-зеркало Д=320мм
  • Д- стойка хобота
  • Ж- хобот
  • З- поводок
  • Е-стойка шатуна
  • К- планшайба шатуна

Каркас станка и многие детали к нему подбирались на свалках металлолома. После каркаса на заводе заказал два листа из нержавеющей стали размеры этих листов составляют 600Х800мм толщина их составляет 10мм Верхний и нижние листы крепятся к каркасу при помощи болтов М 6. На момент сборки станка я работал оптиком и мне приходилось иметь дело со станками промышленного производства. В планшайбе шатуна (К) проделаны отверстия с резьбой в них вкручиваются стойки шатуна (Е) и фиксируются контргайками. При работе на стойку шатуна ложится большая нагрузка и она стремится выскочить с планшайбы поэтому её надо прочно зафиксировать на планшайбе. На планшайбе шатуна просверлены отверстия на разном расстоянии от центра. Перемещая стойку подальше от центра мы тем самым увеличиваем длину штриха, а хобот (Ж) отвечает за перемещение шлифовальника от центра заготовки. Получаем тем самым штрих "по центру" или по "хорде" На поводок (З) можно ставить груз обычно при обдирке заготовки зеркала.


  • Пояснения к рис-2
  • А-электродвигатель
  • Б-крепёжная пластина для электродвигателя
  • В-посуда для сбора отработанного абразива или полирита
  • Г-шлифовальник
  • Д-заготовка зеркала 400мм
  • Е-Фланец для вставки хобота
  • По бокам станок прикрывался листами из текстолита чтобы уменьшить шум от работающего двигателя а так же по причине обезопасить доступ к работающим частям станка.


  • Пояснения к рис-3
  • А-электродвигатель
  • B-шкив диаметром 300мм
  • C-обойма с подшипником
  • D-кнопка запуска двигателя
  • Е-коробка с конденсаторами
  • F- передаточные ремни

Все валы длинной порядка 500мм за исключением валов для шпинделя и для шатуна имеют резьбу под гайки М16. Шкивы скрепляются с валами при помощи резиновых прокладок, прижимных шайб, и гаек. Маленькие шкивы имеют диаметры порядка 60мм а большие 200мм.


  • Кинематическая схема станка показана на рис-4
  • Пояснения к рис-4
  • А –электродвигатель
  • Б- шкив диаметром -300мм
  • В-малый шив диаметром 60мм
  • Г- большой шкив диаметром 200мм
  • Е- вал шпинделя
  • Е- вал шатуна
  • Д- ремень передаточный

Ремни подобраны по диаметру шкивов. Подобные ремни используются в легковых автомобилях всего 4 ремня. Валы крепятся к верхней и нижней пластинам при помощи обойм с подшипниками. Прежде чем крепить валы к пластинам предварительно они выставляются по натяжению ремней. Высота шкивов регулируется при помощи гаек расположенных на валу и фиксируются контргайкой.



  • Пояснение к рис-5
  • А-гибкое звено хобота
  • Б- стержень с резьбой
  • В-трубка с резьбой хобота
  • Г- план шайба
  • Д-стойка хобота
  • И- трубка шатуна
  • З- фиксируемый болт М10
  • Ж- поводок
  • Е- съёмный диск в сборе с поводком



  • Поводок в разборном виде
  • Пояснение к рис-6
  • А-пластина с резьбой
  • Б- стержень
  • В-патрон стержня
  • Г-фиксатор (упорный болт) стержня
  • Д- упорный болт длины шатуна

Трубка с резьбой хобота ранее использовалась в натяжном приспособлении люльки мотоцикла. В работе приходится менять длину хобота это делается вращением трубки вокруг своей оси. Помимо механизации процесса обработки стекла, контролируешь только размах каретки и скорость шпинделя. Тепло от рук уже не передаётся на заготовку и зеркало не коробится. Размеры станка составляют: высота-400мм, ширина-600мм и длинна 800мм. Вес станка порядка 70кг поэтому передняя стойка на колёсах.



Электрическая часть станка.

Электродвигатель переменного тока напряжением 220 В, асинхронный трёхфазный мощностью 1 кВт/ч. Роль третьей фазы выполняет блок конденсаторов. Асинхронные двигатели можно встретить в стиральных машинках. Их особенностью является большая мощность, но из-за того, что они работают на переменном токе не поддаются изменению скорости вращения ротора. От этого избавлены электродвигатели, работающие на постоянном токе. Запуск асинхронного двигателя происходит ступенчато.


Вначале без нагрузки двигатель набирает необходимые обороты для «разгона» (рис-7) Сп, посредством включения блока конденсаторов, потом переключением конденсаторов на рабочую мощность С р(рис-7). Асинхронные двигатели обычно комплектуются специально кнопками включения с защитным реле.


  • Рис-8: Коробка с конденсаторами
  • Конденсаторы марки МБГО-10vra
  • На (рис-8) А-пусковые конденсаторы Б-рабочие
  • Рабочая ёмкость для трёхфазного двигателя определяется
  • по формуле: Ср=2800*(I/U)
  • Если обмотка соединена по схеме звезда Рис-7(а) Ср= 4800*(I/U) Где I-сила тока в амперах, U- напряжение вольт

Так как я использую двигатель мощностью 1Квт, то ёмкость конденсаторов должна быть порядка 120мкф такую ёмкость могут обеспечить 12 конденсаторов. Выводы. Можно еще ознакомится с конструкциями станков в книге Д.А.Наумова «Изготовление оптики для любительских телескопов рефлекторов и их контроль» 1988 г. Отличительной особенностью моего станка является использование в качестве редуктора ременной передачи за счёт шкивов разных диаметров. На валу шпинделя скорость вращения порядка 60 об/мин, на валу кривошипа порядка 30 об/мин. Ремни можно использовать от легковых и грузовых автомобилей. Мощность станка позволяет обрабатывать зеркала порядка 400мм в диаметре. Толщина зеркала 80мм вес составляет порядка 40кг.



Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5



Авторство и публикация:
  1. Автор: Валерий Григоренко. По всем вопросам можно обращаться к автору на e-mail: varobs_gvd@mail.ru
  2. Используемая литература:
  3. [1]«Телескопы для любителей астрономии» Сикорук Л.Л М Наука 1990
  4. [2]« Изготовление оптики для любительских телескопов рефлекторов и её контроль» Д.А. Наумов.М. Наука 1988
  5. Подготовка и выпуск проект 'Астрогалактика' 13.10.2007


Copyright © 2004 - 2016, Проект 'Астрогалактика' • выпущен 12.07.2004
Top.Mail.Ru