Использование цифрового фотоаппарата Olympus FE-230 для астрономической фото- и видеосъёмки


Карта сайта

            
Астрономия
древнейшая из наук
 Античная астрономия
 Хронология астрономии
 Современная астрономия
Основы астрономии
 Начала астрономии
 Время и небесная сфера
 Созвездия
 Движение небесных тел
 Астроприборы
 Астрофизика
 Обзоры астрооборудования
 Астрономические наблюдения

Общая астрономия
 Солнечная система
 Звезды
 Наша Галактика
 Внегалактическая астрономия
 Внеземные цивилизации
 Астрономы мира и знаменательные даты

Дополнительно
 Форумы Astrogalaxy.ru
 Астрономия для детей
 Планетарии России
 Это интересно
 Новости астрономии
 О проекте






Использование цифрового фотоаппарата Olympus FE-230 для астрономической фото- и видеосъёмки

Специально для сайта «АСТРОГАЛАКТИКА»


Olympus FE-230 появился на российском рынке бытовой электроники сравнительно недавно – весной 2007 года. Отличительными чертами этого цифрового фотоаппарата являются 7,1 мегапиксельная матрица, большой 2,5 дюймовый ЖК-дисплей, сверхтонкий корпус из нержавеющей стали и… полное отсутствие каких-либо ручных настроек.

  • Технические характеристики фотоаппарата вкратце таковы:
  • Матрица – 1/2.5”, 7.1 мегапикселей
  • Объектив – 6.3 – 18.9 мм (3х оптический зум + 4х цифровой)
  • Выдержка – от 4 до 1/2000 сек
  • Чувствительность - 50 – 1250 ед. ISO
  • Размеры – 90.5 - 55.0 - 16.5 мм
  • Вес – 105 гр (без аккумулятора)

Поскольку выдержка, чувствительность и диафрагма задаются автоматически (в зависимости от одного из 16 режимов сюжетной съёмки), Olympus FE-230 – что очевидно! - совершенно не предназначен для профессионалов астрономической фотографии. Но, как показали испытания, FE-230 всё-таки может порадовать его обладателя удачными снимками Луны, звёзд и планет.

Предварительные испытания

Перед тем, как опробовать Olympus FE-230 на пригодность для астрономической фотографии, было проведено тестирование матрицы на выявление «выбитых» пикселей и проверка качества объектива на наличие хроматической (и других) аберраций. Как известно, технология производства CCD-матриц, к сожалению, допускает появление дефектных пикселей, которые не участвуют в формировании изображения. Если сделать снимок в темноте при отключенной вспышке, задав максимальную чувствительность и выдержку (для Olympus FE-230 это будет режим «при свечах» - не забудьте выставить качество снимка в SHQ или HQ), то дефектные пиксели проявят себя как яркие белые или цветные точки. Конечно, полученный снимок-тест нужно рассматривать в каком-либо графическом редакторе на компьютере, а не на ЖК-дисплее самого фотоаппарата.

У данного экземпляра (заводской номер К79М19799) обнаружились 5 «выбитых» пикселей, что, в принципе, укладывается в норму, согласно которой число дефектных пикселей не должно превышать размер матрицы в мегапикселях (у профессиональной аппаратуры допуски более жёсткие). Более того, после применения функции Pixel Mapping (она есть в меню) «выбитые» пиксели вообще исчезли. Разумеется, в данном случае фотоаппарат просто запомнил координаты дефектных участков матрицы, исключил их из опроса и теперь формирует изображение, опираясь на данные соседних пикселей.

Кстати, «выбитые» и «сгоревшие» пиксели могут присутствовать не только на CCD-матрице, но и на ЖК-дисплее фотоаппарата - у данного экземпляра их не оказалось. Что касается объектива, то у FE-230 он имеет довольно скромные характеристики и всего лишь трёхкратный оптический зум, хотя и содержит 4 асферических компонента – это, по идее, должно снизить аберрации.

Аберрации легко выявляются, если, например, в ясный день сфотографировать природный пейзаж. Наиболее коварный «недуг» - хроматизм - проявит себя как туманный, слегка цветной ореол вокруг веток деревьев, листвы, травинок и т.п. У тестируемого фотоаппарат выявилась интересная особенность: без использования оптического увеличения хроматизм на краях кадра хорошо заметен, но он практически исчезает при максимальном зуме. (Замечу, что, например, у цифровика Canon Ixus 55, с которым мне тоже довелось поработать, всё обстоит с точностью до наоборот: хроматическая аберрация как раз усиливается при зуме!) Скорее всего, объектив FE-230 был изначально спроектирован под максимальное фокусное расстояние. Кроме того, при зуме уменьшается относительное отверстие, что также способствует избавлению от аберраций. Маленький совет: если вы любите снимать природные пейзажи и панорамы, воспользуйтесь режимом «ландшафт» - снимки станут заметно более резкими и чёткими. На рисунке выше: фрагмент краевого участка кадра в режимах «авто» и «ландшафт». Правый снимок чётче, чем левый.


Съёмка звёзд и созвездий

Чтобы сфотографировать звёздное небо, достаточно установить Olympus FE-230 на штативе и выбрать один из трёх режимов: «авто», «при свечах» или «фейерверк». Рассмотрим их подробнее. Автоматический режим хотя и может использоваться для съёмки созвездий, но лучше всё же его не применять. Во-первых, вам придётся вручную отключить вспышку, во-вторых, фотоаппарат, скорее всего, откажется устанавливать максимальную выдержку, которая для этой модели составляет 4 секунды. В итоге на полученных кадрах будут видны лишь самые яркие звёзды.

Сюжетная программа «при свечах» более интересна. При её выборе фотоаппарат самостоятельно отключает вспышку и устанавливает максимальную выдержку. Однако при этом не происходит фокусировки объектива на «бесконечность» - при нажатии на кнопку спуск Olympus попытается сфокусироваться на каком-либо объекте, находящемся в центральной части кадра (он отмечен квадратными скобками на ЖК-дисплее). В итоге, некоторые снимки могут оказаться «не в фокусе». Программа «фейерверк» лишена этого недостатка – объектив сразу же будет установлен на «бесконечность», что и требуется для астрофотографии! Поэтому можно посоветовать использовать для фотосъёмки созвездий именно режим «фейерверк», сделав коррекцию экспозиции в + 2 ступени. Чтобы исключить вибрации, очень желательно воспользоваться автоспуском… Какова же предельная звёздная величина тестируемого фотоаппарата? Я был приятно удивлён, когда, просматривая снимки в Photoshop’е и слегка увеличив их яркость, обнаружил изображения звёзд до 4.5 – 5.5m, легко отличимые от шумов матрицы. Для серьёзной работы этого, конечно, недостаточно, но результат всё же не так уж плох. На рисунке слева: фото созвездия Дельфина. Слева – фрагмент кадра с Olympus’ом, справа – снимок, полученный с объективом «Индустар-61» (f=50 мм, 1/2.8) за 7 минут с гидированием на плёнке 100 ед. Стрелочкой на левом кадре отмечена звезда Эта Дельфина, имеющая блеск 5,4m.



Съёмка Луны и планет

Панорамный снимок восхода и захода Луны получить очень легко. Как и для съёмки созвездий, установите Olympus FE-230 на штативе, выберите режим «фейерверк», включите автоспуск… При желании можно сделать коррекцию экспозиции в диапазоне -2 ед. … +2 ед. Чтобы увеличить масштаб изображения воспользуйтесь оптическим зумом. Злоупотреблять цифровым увеличением не следует, поскольку дополнительных деталей это не прибавит. Так как фотоаппарат позволяет регистрировать звёзды до 5-ой величины, фотосъёмка ярких планет не составит проблемы - Юпитер или Венера на фоне сумеречного сегмента должны выглядеть весьма красиво и эффектно… На рисунке: восход Луны 3 октября 2007 года. Использовался 3-кратный оптический зум + 2-кратный цифровой. Обратите внимание, что на Луне, находящейся на высоте 2? над горизонтом, можно рассмотреть контуры Океана Бурь и даже яркую точку кратера Аристарх.












Чтобы сфотографировать Луну через телескоп или зрительную трубу, придётся изготовить переходник для крепления цифровика к окуляру. Проще всего воспользоваться тонкой стальной пластинкой, один конец которой крепится за окулярный узел телескопа, а к другому при помощи штативной фотогайки прикручивается фотоаппарат. Главное, изгибая пластину, добиться соосности окуляра и объектива, а также расположить внешний край оправы объектива как можно ближе к окуляру. Здесь придётся проявить особую аккуратность, поскольку объектив Olympus’а имеет выдвижную конструкцию и несколько меняет своё положение при смене зума и режимов работы. Советую обязательно оставить зазор между окуляром и объективом в 1-1.5 мм! Проведите испытания днём, наведя всю конструкцию на отдалённые земные объекты. При этом, скорее всего, вы увидите на дисплее фотоаппарата светлое диффузное пятно. Увеличьте зум, чтобы «растянуть» изображение на весь кадр. Настройте резкость, вращая окулярный узел фокусировки. Возможно на изображении появятся тёмные, слегка размытые точки – пыль на линзах объектива поблизости от CCD-матрицы, ставшая хорошо различимой при резком уменьшении относительного отверстия. С этим явлением придётся смириться… Эквивалентное фокусное расстояние системы телескоп (зрительная труба) + фотоаппарат определяется путем перемножения увеличения телескопа на фокусное расстояние объектива фотоаппарата. При 3-кратном оптическом зуме объектив FE-230 обладает фокусным расстоянием 18.9 мм, что эквивалентно 114 мм при использовании 35-мм плёночного фотоаппарата. Поэтому, например, если фотографировать Луну через телескоп «Алькор» при 88-кратном увеличении, то эквивалентное фокусное расстояние всей системы составит 88 х 114 мм = 10032 мм. Иными словами, это равносильно использованию «Зенита» (или другого 35-мм плёночного фотоаппарата) с телеобъективом, обладающим фокусным расстоянием около 10 метров! Для съёмки Луны (и планет) с телескопом можно применять различные сюжетные программы, в том числе и полностью автоматический режим (отключите вспышку, всегда используйте автоспуск, не забудьте про возможность коррекции экспозиции!). Olympus FE-230 хорошо справляется с автоматическим наведением на резкость в условиях невысокой освещенности – проблема не в этом, а в том, чтобы «поймать» момент максимального спокойствия атмосферы. Именно здесь проявляется в полной мере преимущество цифрового фотоаппарата перед плёночным: нерезкие кадры можно тут же удалить и провести съёмку заново. На рисунке: Луна 30 сентября 2007 года. Во время «фотосессии» спутница Земли находилась на высоте 6? над горизонтом, что обусловило рыжий цвет и слегка размытое изображение. Съёмка проходила в полностью автоматическом режиме.

Olympus FE-230 позволяет проводить не только фото-, но видеосъёмку (со звуком и частотой 30 кадров/сек) в двух режимах с разрешением 320х240 и 640х480 пк. Есть небольшая особенность: если вы используете в своём фотоаппарате для хранения информации xD-Picture Card типа М, то максимальное время непрерывной видеосъёмки при разрешении 640х480 составит всего 15 сек (то есть снимаются ролики, каждый по 15 секунд или меньше). В xD-картах типа H подобных ограничений нет. На мой взгляд, это не недостаток карт типа М, а, наоборот, их преимущество – при астрономической видеосъёмке нет нужды снова нажимать на кнопку затвора, чтобы прервать процесс. Значит, не будет лишних вибраций, а 15 секунд непрерывной видеозаписи вполне хватит для астрономических целей. К сожалению, при больших увеличениях яркость изображения Луны и планет при видеосъёмке может оказаться недостаточной даже при максимальной коррекции экспозиции. Здесь два выхода: или снизить увеличение телескопа, или обработать видеоизображение на компьютере, повысив яркость и контрастность при помощи специальных фильтров.




Авторство и публикация:
  1. Автор Александр Леушканов, г. Вологда lavsoft@yandex.ru www.inarnet.ru/~lavsoft
  2. Подготовка и выпуск проект 'Астрогалактика' 05.11.2007


Copyright © 2004 - 2016, Проект 'Астрогалактика' • выпущен 12.07.2004

Hide|Show