ЭОР. Электронные учебные модули по астрономии нового поколения


Карта сайта

            
Астрономия
древнейшая из наук
 Античная астрономия
 Хронология астрономии
 Современная астрономия
Основы астрономии
 Начала астрономии
 Время и небесная сфера
 Созвездия
 Движение небесных тел
 Астроприборы
 Астрофизика
 Обзоры астрооборудования
 Астрономические наблюдения

Общая астрономия
 Солнечная система
 Звезды
 Наша Галактика
 Внегалактическая астрономия
 Внеземные цивилизации
 Астрономы мира и знаменательные даты

Дополнительно
 Форумы Astrogalaxy.ru
 Астрономия для детей
 Планетарии России
 Это интересно
 Новости астрономии
 О проекте
Предлагаем на сайте заказать монтаж видеонаблюдения для магазина.






Электронные учебные модули по астрономии нового поколения

Электронные учебные модули по астрономии нового поколения

Электронные учебные модули (ЭУМ) - электронные образовательные ресурсы нового поколения, созданные на базе открытых модульных систем специально для федерального портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ по заказу Федерального агенства по образованию Министерства образования и науки компанией "ФИЗИКОН". На портале ФЦИОР размещены модули по астрономии в разделе "Физика" и в разделе "Естествознание". Каждый модуль имеет размер не более 10 Мбайт.

Скопировать электронный учебный модуль можно бесплатно, для его просмотра необходима специальная программа-плеер, которую можно скачать из разделов "Поддержка", "Программное обеспечение". Плеер накладывает достаточно жёсткие требования к компьютеру пользователя, так объём оперативной памяти должен быть не менее 256 Мбайт, видеокарта должна включать видеопамять не менее 64 Мбайт. На рис. 1 представлен вид модуля перед открытием плеера.

Электронные учебные модули по астрономии нового поколения (Рис.1)

Рис. 1. Вид модуля перед открытием. Электронные учебные модули созданы трёх типов - информационные модули И, модули практической деятельности П и модули контроля знаний и умений и аттестации К. Электронные учебные модули по сравнению с учебниками по физике обладают инновационными качествами: возможно проведение практических компьютерных работ, тестирование с проверкой и рекомендациями по решению заданий. Интерактивность повышает возможности самостоятельной работы учащихся за счет активно-деятельностных форм обучения.



Таблица 1. Распределение ЭУМ по уровням интерактивности


Все информационные модули И имеют структуру:

  • 1. Информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели.
  • 2. Контрольные вопросы.
  • 3. Краткий конспект.

Так, например, информационный модуль "Применение законов физики при исследовании объектов Солнечной системы" содержит иллюстрации, анимации, краткий конспект и контрольные вопросы.

Рисунок 2. Модуль "Применение законов физики при исследовании объектов Солнечной системы".











Рисунок 3. Модуль "Применение законов физики при исследовании объектов Солнечной системы". Модель "Впервые размер Земли определил Эратосфен Киренский"

Рисунок 4 (Справа). Модуль "Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира". Птолемей.

В информационном модуле И "Применение законов физики при исследовании объектов Солнечной системы" пошаговая модель содержит метод определения радиуса Земли Эратосфеном (рис. 3). Рисунок 3. Модуль "Применение законов физики при исследовании объектов Солнечной системы". Модель "Впервые размер Земли определил Эратосфен Киренский".



Некоторые информационные модули содержат видеофрагменты. Поскольку максимальный размер модуля невелик (всего 10 Мбайт), то видеофрагменты краткие, не более десятков с. Примерно 30% всех П и К модулей, содержащие тестовые задания, параметризовано. Параметризация - одна из уникальных особенностей электронных учебных модулей. Были разработаны различные варианты параметризации заданий ЭУМ:

  • Варьирование численных значений в задачах, которые будут новыми при каждом открытии модуля.
  • Перемешивание дистракторов (вариантов ответов на тестовые задания).
  • Изменение рисунков в задачах, меняющих принципиально ее решение. Например, на рисунке изменилось направление движения тела.
  • Изменение рисунков в заданиях по проверке знаний изображений астрономических объектов.

Параметризация позволяет создавать до нескольких тысяч вариантов некоторых модулей К и П. Модули типа К делятся на: интерактивные тренажеры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач ("активная доска", на которой учащийся ведет самостоятельные записи), интерактивные тесты, состоящие из 10-12 тестовых заданий с различными заданиями (сортировка, указание объекта, классификация, выбор нескольких ответов, перемещения объектов и т.п.). Все действия учащихся фиксируются в электронном журнале с учётов времени работы и правильности данных ответов, автоматически проставляется рейтинг - числовой результат.

На рис. 5 показан фрагмент электронного журнала, в котором отмечается время выполнения заданий, число попыток решения одного тестового задания и рейтинг. Электронный журнал. Регистрируется время выполнения задания, число попыток, результат, количество очков, что позволяет регистрировать рейтинг учащихся.

Какие возможности предусмотрены по применению данных модулей при самостоятельной работе учащихся? Учащимися ЭУМы могут использоваться:



  • в классе на уроках (с учителем);
  • вне уроков в системе дополнительного образования;
  • при дистанционном обучении;
  • при работе над проектами;
  • при подготовке к различной аттестации.
  • При самостоятельной работе дома (при подготовке к урокам, к ЕГЭ по физике, и др. мероприятиям).

Тем самым с помощью электронных образовательных модулей нового поколения можно реально осуществить индивидуализацию учебной деятельности обучаемых по разным образовательным траекториям, оптимизировать учебный процесс на основе эффективности применения ИКТ. При этом надо помнить, что в задания ЕГЭ по физике входят и задания астрономического содержания.

Можно так подобрать ЭУМ, что их применение будет направлено на формирование оценочной составляющей компетенции (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации). Например, модули направлены на оценку приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • анализа утверждений, доказательств;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентами, длинами, площадями, объемов, времени, скорости;
  • понимания статистических утверждений.

Применение ЭУМ для контроля знаний учащихся. Модули П и К могут содержать тестовые задания на сортировку, определение соответствия, классификацию, перемещение объектов, анализ временной шкалы, заполнение пропусков и т.п. Опрос учащихся можно проводить и индивидуально, с использованием проектора или интерактивной доски.

Рис. 6. Модуль "Строение Вселенной". Тестовое задание на перемещение объектов.

Рис. 7. (Рис. справа) Модуль "Млечный Путь". Тестовое задание на вставку пропусков из выпадающего списка слов.









Рис. 8. Модуль "Млечный Путь". Тестовое задание на установление соответствия.

Рис. 9. (Рис. справа) Модуль "Строение Вселенной". Тестовое задание на определение соответствия и знание изображений космических объектов.









При использовании ЭУМ необходимо учитывать, что их применение не заменяет проведение реальных физических экспериментов, решения физических задач у доски. Время применения ЭУМ на уроке различно. Некоторые модули (видеофрагменты) применяют в течение 20-40 с, модули контроля в компьютерных классах - в течение 20-30 мин.



Рис. 10. Игровой модуль "Конструктор планет Солнечной системы" Рис. 11. (Рис. справа) Игровой модуль "Собрать Солнечную систему"










Рис. 12. Игровой модуль "Собрать Солнечную систему". Решение












Рис. 13. Игра "Пентагон по астрономии". В состав модулях входит много новых интересных моделей.

Рис. 13a. (Справа) Игра "Пентагон по астрономии".










Рис. 14. Модуль "Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира". Модель "Представления Птолемея". Были разработаны тестовые задания сложных типов: установление соответствия, классификация, выбор варианта из списка, выбор неверного варианта.











Рис. 15. Модуль "Эволюция звезд". Тестовое задание на установление соответствия.











Рис. 16. Модуль "Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной". Тестовое задание на выбор верного варианта.











Рис. 17. Модуль "Планеты земной группы". Тестовое задание на подстановку слов из предложенного списка.











Рис. 18. Модуль "Млечный Путь". Тестовое задание на выбор неверного ответа. Некоторые тестовые задания нужно выполнить после того, как изучить интерактивную модель.











Рис. 19. Тестовое задание и интерактивная модель "Диаграмма Герцшпрунга-Рассела"









Создание ЭУМ по астрономии направлено на создание вариативных методик, на адаптирующее обучение, на обеспечение индивидуальности обучения, дифференциацию форм и типов учебной деятельности в зависимости от особенностей учащихся, от профиля класса, системы работы учителя. Оптимальное применение электронных образовательных ресурсов высокого уровня интерактивности, призвано обеспечивать деятельностное обучение физике, особенно самостоятельные формы работы.


Примечание. Модули и компакт-диски распространяются бесплатно.



Авторство, источник и публикация:
1. Подготовлено проектом 'Астрогалактика'
2. Автор Гомулина Наталия Николаевна
3. Публикация проекта 09.03.2009-05.04.2009-18.04.2009


Новые электронные образовательные ресурсы по астрономии высокого уровня интерактивности

Главная страница раздела

Copyright © 2004 - 2016, Проект 'Астрогалактика' • выпущен 12.07.2004