145 лет со дня рождения Сванте Август Аррениуса.
Сванте Август Аррениус родился 19 февраля 1859 г. в имении Вейк близ г. Упсалы. Окончив Упсальский университет, он выбрал специальностью физическую химию и в дальнейшем более всего прославился открытием электролитической диссоциации (1887 г.). Развитием теории Аррениуса явилось современное учение о растворах. В области химической кинетики известно уравнение Аррениуса, связывающее скорость химических реакций с температурой (1889 г.).
Он работал с 1882 г. в Физическом институте Стокгольмской Академии наук (членом которой стал с 1901 г.), а затем с 1895 г. в Стокгольмском университете. С 1905 г. он возглавлял Нобелевский институт. В 1903 г. Аррениусу была присуждена Нобелевская премия. Он был почетным членом многих академий и научных обществ, в том числе с 1926 г. почетным членом АН СССР.
'Помимо своей основной, физико-химической области деятельности, а отчасти и в связи с ней, расширяя область ее применения до космических масштабов, Аррениус много сил отдавал астрономическим, именно астрофизическим исследованиям и проблемам космогонии. В последней четверти XIX в. развитие астрофизики настоятельно требовало включения в исследования космоса специалистов физиков и химиков. И деятельность Аррениуса в этом отношении—одно из ярких проявлений этого начинавшегося тогда и ставшего характерным в наши дни процесса синтеза наук. В астрофизике Аррениуса интересовали вопросы, связанные с успехами теории теплового излучения, термодинамики, с окончательным утверждением универсального закона сохранения энергии. Одним из первых он применил для определения температуры поверхности планет законы излучения абсолютно черного тела, законы Стефана— Больцмана (1879—1884 гг.) и Вина (1893 г.). Аррениус занимался также вопросом состава и строения солнечной короны, в которой, как тогда думали, обнаружился новый, неизвестный на Земле элемент («короний»). Но особенно интересовали Аррениуса проблемы происхождения и эволюции космических объектов и судьба Вселенной в целом, в связи с выдвинутой Р. Клаузиусом и В. Томсоном во второй половине XIX в. концепцией неизбежности «тепловой смерти» Вселенной. В последнем вопросе Аррениус отстаивал представление о неизменности (стационарности, в современной нам терминологии) Вселенной в целом и об изменении только ее частей: материя ее находится в вечном круговороте, и если в одном месте звезды, излучая свою энергию, постепенно затухают и даже взрываются, превращаясь в разреженную туманность, то в других местах туманности, сгущаясь, вновь разогреваются от сжатия и в результате энергия концентрируется в новых зажигающихся звездах. В связи с этим, небезынтересно вспомнить, что еще в 80-е годы XIX в. эту проблему так же, но в чисто философском, обобщенном виде, решал Ф. Энгельс в «Диалектике Природы», которая увидела свет лишь в 1925 г. Не выдвигая какой-либо универсальной космогонической концепции, Аррениус сосредоточил внимание на отдельных существенных процессах во Вселенной, играющих важную роль в ее судьбе. Он рассмотрел возможный путь протекания противоположных Процессов— образования туманностей из уже существующих звезд и звезд из туманностей, учитывая при этом новейшие достижения физики. Эти вопросы Аррениус впервые изложил в Стокгольмской Академии наук в 1900 г. и в. начале 900-х годов оформил их в виде первой части своего «Учебника космической физики» (на русском языке эта книга была издана в 1905 г. под менее точным названием «Физика неба»), В этой книге он широко распространил на космогонический и эволюционный процессы в космосе действие светового давления, только что (1899 г.) доказанного П. Н. Лебедевым, с которым Аррениус вел дружескую переписку. Придавая световому давлению даже чрезмерное значение, Аррениус построил любопытную теорию образования метеоритов в космическом пространстве из частиц солнечной и вообще звездных атмосфер, отталкиваемых и изгоняемых в пространство давлением излучения звезд («солнечный ветер» в нашей терминологии). Эти частицы сначала задерживаются и скапливаются во внешних частях газовых туманностей, широко распространенных в космическом пространстве. В условиях космического холода они конденсируют на своей поверхности газы, а при столкновениях друг с другом слипаются, вырастая в более крупные тела типа метеоритов, и так продолжают свои блуждания в пространстве, пока некоторые из них случайно не встретятся с Землей. Хотя эта гипотеза не удержалась (впрочем, еще в начале 40-х годов нашего века было распространено мнение о внепланет-ном, межзвездном происхождении метеоритов), она заслуживает внимания как одна из ранних гипотез, опиравшихся на детальное рассмотрение и обобщение свойств метеоритов.
В связи с установлением закона сохранения энергии Аррениус, видимо, один из первых, отметил недостаточность сжатия в качестве единственного источника тепла, пополняющего запасы энергии Солнца, и указывал на необходимость заменить эту гипотезу «другой гипотезой, которая основана на химических соотношениях внутри Солнца, рассматриваемых в освещении второго закона механической теории тепла».
В общей концепции эволюции небесных тел Аррениуса чрезвычайно интересовала проблема органической жизни во Вселенной. Не допуская «самозарождения» жизни из неорганической материи, он развил'свою концепцию вечности жизни во Вселенной и переноса жизненных зародышей с планеты на планету, опять-таки привлекая к этому действие светового давления. Жизнь -развивается на тех телах, где условия развития зародышей оказываются подходящими. Эта гипотеза, возрождавшая древнюю идею «панспермии», не была принята наукой, однако и в наши дни возможность такого распространения жизни обсуждается время от времени в научных кругах в связи с выясняющимися большими возможностями живой материи выдерживать сходные с космическими условия. Свои .космогонические идеи Аррениус изложил наиболее полно в большом популярно написанном сочинении «Образование миров» (1907 г., в русском переводе вышла в 1908 г.). Во второй половине 1907 г. он подготовил к изданию и в 1909 г. издал на немецком языке другую свою книгу космогонического содержания «Представление о мироздании на протяжении веков» (в русском переводе вышла, в 1912 г.). Написанная также как научно-популярная, эта книга представляет собой существенный вклад главным образом 'в историю астрономии. В ее последних главах Аррениус излагает и свои собственные космогонические идеи, в том числе обсуждает понятие бесконечности в космогонии, проводя и здесь глубокие экскурсы в историю астрономии и философии природы.
Аррениус умер 2 октября 1927 г. в Стокгольме.
По материалам ежегодного «Астрономического календаря» за 1977 год.
Главная страница раздела