Российская Открытая Заочная Школьная Астрономическая олимпиада 2007 года завершена.
Подводя ее итоги, нельзя не отметить того, что за три года существования в своем нынешнем формате это соревнование стало новой полновесной международной олимпиадой по астрономии. Олимпиада имеет свое лицо, свои отличия от всех аналогов, свои особенности в плане требований к участникам и свои отличия в образовательной функции, которая, как известно, является одной из главных в любой школьной олимпиаде. Олимпиада 2007 года заметно отличалась от двух предыдущих своими задачами. И дело здесь не только в расширении круга авторов заданий (что, бесспорно, сделало олимпиаду более разноплановой), но и в смещении акцентов на физическую базу астрономии. Можно быть уверенным, что участники олимпиады, работая над заданиями, изучая литературу, узнали много нового не только о том, что происходит во Вселенной, но и почему это происходит. Особенно это касается вопроса об эволюции комет в Солнечной системе, которому был посвящен специальный цикл из трех задач, как и ожидалось – самых сложных. Именно их решение в результате определило расстановку участников в верхней части протокола, решило судьбу трех медалей Олимпиады. Нужно отдельно выделить задачу 8, в которой не существует какого-либо единственно правильного решения, и школьникам предлагалось, по сути, построить собственную научную теорию с целью оценки числа кометных ядер в облаке Оорта. Этот эксперимент можно признать удачным – ряд предложенных школьниками теорий были вполне обоснованными. Задачи такого типа будут предложены и на последующих олимпиадах. В олимпиаде приняли участие школьники из 12 стран Европы и Азии, и по этому показателю Олимпиада 2007 года значительно обошла две предыдущие. Нам было очень приятно видеть интерес со стороны школьников из разных стран, в том числе из тех, которые не принимают участия в других известных интеллектуальных соревнованиях по астрономии. И результат не заставил себя ждать. Если в прошлые годы школьники из России прочно занимали все верхние строчки в протоколе, то сейчас олимпиада стала по-настоящему международной и по составу победителей. Достаточно лишь того факта, что три высшие награды олимпиады – золотая, серебряная и бронзовая медали – отправятся в три разные страны. Среди шести дипломантов олимпиады есть представители четырех стран. Восемь школьников из четырех стран стали обладателями грамот за успешное участие в олимпиаде. И, наконец, еще одна грамота – за лучшую работу среди самых молодых школьников – отправляется в Литву. Большинство школьников приняли участие в олимпиаде впервые. Это особенно приятно потому, что задачи были очень сложные. Но это не остановило участников, напротив – придало им энтузиазма. Самый приятный сюрприз преподнес членам жюри дебютант нашей олимпиады румынский школьник Эдвин Мемет, который прислал в жюри настолько полную, настолько обстоятельную и точную работу, что, решая только 9 задач из 10, выиграл золотую медаль с большим отрывом от сильных и опытных соперников. Вместе с медалью Эдвин получит Диплом I степени, а также специальный Диплом за лучшее решение задач об эволюции комет в Солнечной системе – именно на этих задачах, как показалось жюри, новый Чемпион олимпиады максимально раскрыл свой потенциал. Система работы жюри практически не отличалась от прошлогодней – все работы проверялись двумя членами жюри, а работы сильнейших участников – шестью членами жюри. Оценка за каждое задание, выставлявшаяся по 8-балльной системе, получалась усреднением шести оценок каждого из членов жюри, причем минимальная и максимальная из этих шести оценок учитывались с половинным весом. В отдельных случаях, за особенно полное и красивое решение, могла выставляться оценка в 9 баллов. Распределение дипломов оказалось для жюри непростой задачей. Даже после того, как все оценки были уже выставлены, продолжалась долгая дискуссия. Это говорит о том, что сильных работ было прислано достаточно много. К сожалению, вновь не обошлось и без неприятного момента – при распределении дипломов и грамот жюри было вынуждено принять во внимание, что некоторые школьники из одного и того же города присылали на олимпиаду совершенно одинаковые работы. Решение жюри было не в пользу этих школьников. Мы еще раз, как и в прошлом году, вынуждены напомнить: Олимпиада – личное, а не командное соревнование! Но эти небольшие сложности никак не повлияли на общую картину, сложившуюся у жюри по окончанию Олимпиады. Во многих странах есть школьники, готовые решать сложные, иногда исследовательские задачи по астрономии. Интерес, круг знаний школьников, а главное – желание еще больше его расширить – дает нам возможность верить, что олимпиада будет развиваться, ее география – расширяться, а мы, как члены жюри, еще не раз испытаем удовольствие от проверки сильных работ. До встречи на Российской Открытой Заочной Школьной Астрономической олимпиаде 2008 года! Победители Олимпиады 2007 года: Дипломы I степени: Мемет Эдвин (г. Меджидия, Румыния) – золотая медаль Дипломы II степени: Чулков Дмитрий Александрович (г. Москва) – серебряная медаль Куртенков Александр Атанассов (г. Пловдив, Болгария) – бронзовая медаль Дипломы III степени: Трушин Дмитрий Иванович (г. Москва) Ермилова Татьяна Игоревна (г. Могилев, Белоруссия) Игошев Андрей Петрович (г. Златоуст) Грамоты за успешное участие в Олимпиаде: Кэрбуне Виктор (г. Бухарест, Румыния) Манюк Алексей Петрович (г. Могилев, Белоруссия) Гетман Екатерина Викторовна (г. Калининград) Манойлович Соня (г. Белград, Сербия) Бойко Алексей Игоревич (г. Самара) Удбхав Кумар Сингх (г. Аллахабад, Индия) Маланчев Константин Леонидович (г. Москва) Маракулин Артур Олегович (г. Ульяновск) Специальные дипломы Олимпиады: Килда Дайниус (г. Каунас, Литва) – за лучшую работу среди молодых участников (до 16 лет, не обучаются в двух последних классах школы). Мемет Эдвин (г. Меджидия, Румыния) – за лучшее решение специального цикла задач об эволюции комет в Солнечной системе. Условия и решения заданий Олимпиады, итоговый протокол и другую информацию Вы можете посмотреть на официальном сайте Олимпиады http://astroolymp.narod.ru или просмотреть на нашем сервере файл в формате pdf (426Kb) Итоги подведены 27 февраля 2007 года. |
Уважаемые любители астрономии! Стартует Российская Открытая Заочная Школьная Астрономическая олимпиада - 2007! Это - основное событие в образовательной части Российской астрономии 2007 года! Приглашаем всех Российских школьников принять участие в Российской Открытой Заочной Школьной Астрономической олимпиаде! Российская Открытая Заочная Школьная Астрономическая олимпиада - это Ваш шанс показать свои знания по астрономии и узнать больше об этой замечательной науке о Вселенной! Ваши решения астрономических задач будут проверять корифеи современной Российской астрономии: профессора, доктора и кандидаты наук, авторы многих замечательных книг и статей по астрономии. Все условия участия в этой олимпиаде Вы можете узнать ниже по тексту. Российская Открытая Заочная Школьная Астрономическая олимпиада - 2007ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ Учредители. Учредителями Олимпиады являются Государственный Астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ, Евро-Азиатское астрономическое общество, научно-популярный журнал «Звездочет», Московский институт открытого образования и компания «Физикон». Порядок проведения. Олимпиада проводится в один теоретический тур и носит заочный характер. Язык. Олимпиада проводится на русском и английском языках. Участие. В Олимпиаде могут принимать участие учащиеся средних и специальных учебных заведений, возраст которых на момент подачи решений не должен превышать 18 лет. Участник должен самостоятельно написать решения задач Олимпиады на одном из двух ее языков. Порядок подачи решений. Полные решения задач подаются только в рукописном виде, при этом к рассмотрению принимаются только индивидуальные работы, но не более одной от каждого участника Олимпиады. Срок подачи решений. Решения должны быть отправлены по почте не позднее 15 января 2007 года. Подведение итогов. Жюри определяет победителей и призеров Олимпиады и объявляет итоги не позднее 1 марта 2007 года. Имена победителей и решения задач Олимпиады публикуются в электронных и печатных астрономических средствах массовой информации. Награждение победителей. Победители и призеры Олимпиады награждаются медалями, дипломами и ценными призами. Официальный сайт олимпиады: http://astroolymp.narod.ru Электронная почта: zao05@mail.ru (Только для вопросов по условиям задач!) К СВЕДЕНИЮ УЧАСТНИКОВ Рукописные решения задач следует направлять заказным или ценным письмом по адресу: 119992, Москва, Университетский проспект, 13, ГАИШ МГУ, проф. А.С. Расторгуеву с обязательной пометкой «Астрономическая олимпиада» на конверте. Вместе с решениями задач в конверт должна быть вложена справка из учебного заведения, подтверждающая, что участник Олимпиады в настоящее время действительно проходит обучение в данном заведении (с указанием номера класса и школы). Данный документ является необходимым для участия в Олимпиаде. В работе должна быть указана контактная информация: фамилия, имя и отчество участника, домашний адрес, телефон с кодом города, электронный адрес (если имеется). Решения, переданные в напечатанном виде, а также присланные по факсу и электронной почте или поданные без справки из учебного заведения, не принимаются и не рассматриваются. УСЛОВИЯ ЗАДАЧ 1. Ежедневно наблюдая восход Солнца, житель некоторого населенного пункта заметил, что в течение года азимут точки восхода меняется в пределах 90. Определите широту места наблюдения. Рефракцией и размерами диска Солнца пренебречь. 2. Путешественник, находящийся на экваторе в день весеннего равноденствия, на заходе Солнца начинает подниматься по северному склону горы, образующему с горизонтом угол 10. Он делает это так, чтобы постоянно видеть центр Солнца точно на горизонте. Сколько времени это будет удаваться путешественнику, если он может развивать скорость до 5 м/с? Рельефом местности вокруг горы и рефракцией пренебречь. 3. С давних времен наряду с саросом астрономам был известен цикл Метона, содержащий 254 сидерических месяца или около 19 тропических лет. Этот цикл характерен не только для затмений, но и для покрытий звезд Луной - в каждом метоновом цикле последовательность покрытий практически повторяется. Через 19 лет после одного покрытия звезды Альциона (η Тельца, ярчайшая звезда скопления Плеяды) Луной может произойти другое идентичное покрытие этой же звезды. В скольких подряд циклах Метона будет происходить такое же покрытие? Продолжительность сидерического и драконического месяцев составляет соответственно 27.321662 и 27.212221 суток, эклиптическая широта Альционы равна +4°03’. 4. В большой оптический телескоп будущего проводятся визуальные наблюдения искусственной малой планеты - идеально отражающего металлического шара с диаметром, равным диаметру объектива телескопа. Шар обращается вокруг Солнца по круговой орбите с радиусом 3 а.е. Найти минимальное значение диаметра объектива телескопа. Яркостью фона неба и атмосферными помехами пренебречь. 5. Две звезды имеют одинаковые физические характеристики, наблюдаются на небе рядом друг с другом, но расстояния до них различаются. Обе звезды и наблюдатель находятся в однородном облаке межзвездной пыли. Фотометрические измерения этих звезд в полосе B дали результат 11m и 17m, в полосе V: 10m и 15m. Во сколько раз одна из звезд дальше от нас, чем другая? Считать, что поглощающая способность пыли пропорциональна длине волны в степени (-1.3). 6. Переменная звезда - цефеида с периодом в 50 суток видна на небе невооруженным глазом. В телескоп вокруг этой звезды обнаружена сферическая двухслойная отражающая туманность, рассеивающая излучение звезды, с угловыми радиусами слоев 10’’ и 21’’. Яркость обоих слоев также изменяется с периодом в 50 суток, максимум достигается через 30 и 18 суток после максимума самой цефеиды для внутреннего и внешнего слоя соответственно. Найдите расстояние до цефеиды. 7. В астрофизике и космологии часто используется планковская система единиц, в которой гравитационная постоянная G, скорость света c и постоянная Планка h равны единице и не имеют размерностей. В данной системе любая физическая величина может быть выражена в единицах другой величины. Выразите в планковской системе астрономическую единицу (расстояние от Земли до Солнца) в секундах, в килограммах и в джоулях. Имеют ли полученные числа физический смысл? Задачи об эволюции комет в Солнечной системе 8. Примерно раз в 5 лет на Земле наблюдаются яркие кометы, ядра которых имеют радиус порядка одного километра. Орбиты этих комет близки к параболическим. Считая, что кометные ядра с радиусом 1 км равномерно заполняют шарообразное облако Оорта с радиусом 10000 а.е., оцените общее количество таких ядер и массу облака Оорта. 9. Комета с параболической орбитой в перигелии подходит близко к Юпитеру, а после взаимодействия с ним переходит на новую гелиоцентрическую орбиту с периодом, в 2 раза меньшим, чем у Юпитера. Определите угол поворота кометы в гравитационном поле планеты. Орбиту Юпитера считать круговой, плоскости орбит Юпитера и кометы совпадают. 10. 16 мая 2006 года Земля пролетела мимо роя осколков кометы Швассмана-Вахмана 3. При наблюдении с нашей планеты рой имел нитевидную форму длиной в 40, пространственные расстояния до двух концов этого роя составляли 0.055 и 0.105 а.е. Считая, что комета Швассмана-Вахмана 3 распалась в результате мгновенного изотропного взрыва, произошедшего вблизи перигелия в октябре 1995 года, оцените скорость разлета осколков кометы после взрыва. Через сколько лет метеорный поток, образованный кометой, сможет наблюдаться на Земле ежегодно? Перигелийное расстояние кометы составляет 0.939 а.е., а эксцентриситет ее орбиты - 0.693.
Авторы задач - Н.И. Перов, О.С. Угольников, Е.Н. Фадеев
|
Выпущено проектом 'Астрогалактика' 21.11.2006, в рамках совместных действий по популяризции астрономии с проектом Заочные школьные олимпиады |