Обзоры астрооборудования. Бинокли со стабилизацией изображения на примере Canon 15x45 IS binoculars


Карта сайта

            
Астрономия
древнейшая из наук
 Античная астрономия
 Хронология астрономии
 Современная астрономия
Основы астрономии
 Начала астрономии
 Время и небесная сфера
 Созвездия
 Движение небесных тел
 Астроприборы
 Астрофизика
 Обзоры астрооборудования
 Астрономические наблюдения

Общая астрономия
 Солнечная система
 Звезды
 Наша Галактика
 Внегалактическая астрономия
 Внеземные цивилизации
 Астрономы мира и знаменательные даты

Дополнительно
 Форумы Astrogalaxy.ru
 Астрономия для детей
 Планетарии России
 Это интересно
 Новости астрономии
 О проекте






Бинокли со стабилизацией изображения на примере Canon 15x45 IS binoculars

Некоторое время назад Ваш покорный слуга стал с интересом поглядывать в сторону биноклей. Как известно, человеку присуще бинокулярное зрение, а опыт использования биноприставки меня в своё время не вдохновил. Кроме того, хотелось получить в своё распоряжение что-то компактное, ещё более компактное, чем имеющийся небольшой рефрактор. Да и от монтировки тоже вобщем-то хотелось избавиться. Особенно с учётом того, что, как выяснилось, моими любимыми объектами оказались в основном звездные поля. Нет, я конечно не прочь полюбоваться и на планеты, только вот на ближайшие несколько лет любование ничем, кроме Луны, обитателям средних широт определённо не светит. Итак, бинокли. Вроде и выбор довольно богат, и цели-приоритеты расставлены, тем не менее, вопрос выбора таки имел место быть. Естественно ширпотребный китаепром сразу отметался, за 600 рублей может ли быть в бинокле что-то путное? Как оказалось, и любимец публики Селестрон за последнее время сильно сдал. Хотя небольшой опыт эксплуатации их творений – 15х70 и 20х80 показал, что бинокль мне, пожалуй, пригодится.

Попытка поиграться с биноклем с изломом оси наглядно показала, что этот вариант, безусловно, имеющий многочисленные плюсы, в моём конкретном случае имеет жирный минус – вес, следовательно, о компактности можно забыть. Бинокли такого класса обязательно должны использоваться с тяжёлым штативом, и так далее, и до бесконечности. Соответственно были оставлены попытки поиска чего-либо приличного из этого класса биноклей, заодно и общая концепция выработалась более чётко – не более 1,5 кг веса. В эту категорию попадало довольно много биноклей приличных производителей. В принципе, чаша весов уже почти склонилась к Fujinonам, вероятнее всего с диаметром объектива в 50 (вес) или 70 мм (апертура). При этом, думаю, вес бы победил и это правильно. Но совершенно случайно мне удалось приобрести бинокль со стабилизацией изображения, производства фирмы Canon - 15x45 IS. Эта модель считается устаревшей и снята с производства. Сейчас Canon выпускает более современные модели 15х50 IS и 18х50 IS – они и выглядят несколько иначе, и параметры у них более правильные. Более правильная у них и цена. И это обстоятельство, конечно, тоже сыграло свою роль.

Так или иначе, знакомство с биноклями со стабилизацией изображения мне удалось начать с вот такой вот модели (фото слева). Как следует из названия, объектив имеет диаметр 45 мм, увеличение бинокля – 15 крат. Надо сказать, что использовать бинокль с увеличением более 12 крат для наблюдений с рук дело довольно хлопотное, мелкая тряска замучит и не даст насладиться зрелищем. Правда, обзоры биноклей со стабилизацией изображения развеивали мои сомнения, однако обзоры – это одно, а собственный опыт – совсем другое. Забегая вперёд можно сказать, что обзоры были правы, а мои сомнения оказались безосновательными.




Приведу технические параметры прибора с некоторыми своими комментариями по ходу рассказа. Диаметр объектива – 45 мм. Значение честное, проверка показала именно 45 мм, без всякого рода экранирования призмами, как это часто бывает во многих биноклях. Количество линз в объективе – 3, второй элемент из низкодисперсного (UD) стекла, просветление Super Spectra. Детальное исследование с помощью зелёного лазера показало действительное наличие 3-х линз в объективе, а судя по цвету отражения бликов от фонарика, вторая линза обладает некоторыми отличными от прочих двух свойствами. Согласно спецификации, объективы бинокля не имеют резьбы для присоединения фильтров. Это не совсем так, резьба есть, но точных её параметров мне выяснить не удалось, могу лишь заметить, что по диаметру возможно поставить стандартные 2” фильтры для окуляров телескопа, но резьба на фильтре не соответствует резьбе на объективах. Впрочем, на полтора оборота она заходит, но качество соединения не очень высокое.

Примерно в середине корпуса установлена призма с переменным углом (иногда ещё называемая «жидкой призмой», правда причина этого названия мне не ведома) – оптический элемент стабилизатора изображения. Производитель декларирует компенсационный угол в x0.72x . А управляет этим самым стабилизатором целый микропроцессор, оснащённый, помимо всего прочего, и двумя вибро-датчиками. Естественно, всю эту электрику надо чем-то питать, роль источника отведена двум батарейкам типоразмера АА (аккумуляторы также можно использовать). Потребляемая мощность не велика, всего 1,2 ватта и батареек хватает надолго. Кроме того, в кейсе есть небольшой кармашек, в который умещается как раз 2 дополнительных батарейки, так что можно не опасаться, что система стабилизации внезапно откажет по причине недостатка энергии. Но если такое всё же случится - бинокль останется в рабочем состоянии, естественно, уже без функции стабилизации. В этом отличие Canon-овских биноклей со стабилизацией от биноклей некоторых других производителей, где наличие элктропитания есть обязательное условие правильного функционирования устройства.



Вообще, для того, чтобы понять, как устроен и работает стабилизатор изображения, по-хороошему надо бы залезть в бинокль и тщательно всё изучить, однако автор этих строк пока не готов пойти на такой подвиг. Придётся довольствоваться малым, а именно картинками из интернета. Так сказать, за неимением горничной имеем лакея. В любом случае, читателей, желающих более подробно изучить системы стабилизации изображения в биноклях, приходится отсылать на просторы всемирной паутины, а мы тем временем продолжим наше путешествие по ТТХ с моими комментариями.







Об оборачивающей системе, кроме того, что она призменная, а ещё точнее – Roof-призменная, и сказать–то нечего. Ну и ладно. А теперь мы добрались до окулярной части нашего бинокля. Согласно спецификации, окуляр бинокля содержит 7 линз в 5 группах, в том числе - встроеный корректор поля для исправления дисторсии и краевых эффектов. Поле зрения окуляра 67 градусов, что в результате даёт нам видимое поле зрения в 4,5 градуса или 85 мертров на расстоянии в 1 км. Вынос зрачка 15 миллиметров, что даёт возможность наблюдения в очках (кроме того, наглазники у бинокля заворачиваются, что также облегчает использование для людей, носящих очки); диаметр выходного зрачка 3 мм, что делает этот бинокль менее привлекательным для астрономических наблюдений, чем, например, всё тот же Fujinon 7x50, зато Canon`у присуща большая универсальность – это бинокль и для сумерек, и для ночных наблюдений в условиях городской засветки, да и дневные виды будут вполне достойны. Межзрачковое расстояние регулируется в пределах от 60 до 70 миллиметров. Как правило, этих значений вполне достаточно для комфортного использования. Фокусировка осуществляется перемещением окуляров посредством вращения ручки. Тоесть наш Canon оснащён механизмом центральной фокусировки, что тоже подчёркивает его неастрономическую специализацию. Минимальная дистанция фокусировки – 6 метров. Диоптрийная коррекция производится вращением правого окуляра, но вот диапазон в +\- 3 дптр с моей точки зрения можно было бы и расширить. Мои глаза вписались в это прокрустово ложе на пределе, окуляр полностью, до упора, выкручен влево и хочется его ещё немного докрутить. Но увы… Не положено.




Что касается общего внешнего оформления, бинокль имеет продвинутый эргонмичный дизайн, компактен, хорошо лежит в руках, легковесен, имеет влагозащитное покрытие. Это я процитировал рекламное описание. Что касается продвинутой эргономичности, то, как уже было сказано выше, модели, пришедшие ему на смену, обладают дизайном куда как более продвинутым и эргономичным. А 15х45 имеет вполне угловатые формы. Что вобщем-то видно из картинки. Для сравнения рядом 15х50. Тем не менее, в руках он лежит довольно неплохо, обрезиненый корпус не скользит, а угловатость… Ну так с лица не воду пить. Вес устройства 1020 граммов без батареек, а работает бинокль от одного комплекта долго. Мне пока так и не удалось извести тот набор полудохлых батареек, которые продавец поставил в бинокль для того, чтобы показать правильную установку полярности, а отработал он у меня уже около часа. Как было сказано в описании, стабилизатор изображения работает до тех пор, пока светится красный светодиод рядом с кнопкой. Перед тем, как перейти к описанию непосредственно наблюдений, закончу описание ТТХ тем, что диапазон рабочих температур бинокля от -10°C до +45°C при влажности до 90%.

Дневные наблюдения.

Надо сказать, что стабилизация изображения – весьма полезная функция. Конечно, электронная стабилизацмия не настолько хороша, как механическая, но у кого как, а лично у меня от стоимости Carl Zeiss 20x60 S амфибиотрофная асфиксия. Производитель (а, быть может, то были продавцы) заявляет показанность биноклей Canon IS к применению в автомобиле, или на водах, но с моей точки зрения, мы видим тут факт рекламной гиперболы. По крайней мере мой бинокль не справляется с крупноамплитудными низкочастотными колебаниями. Однако мелкий тремор рук он вполне качественно убирает. При этом, согласно той же рекламы, на расстоянии в 150 метров различимо пулевое отверстие. С пулями на таком расстоянии у меня все в норме, как-никак воинская часть под боком, но вот с отверстиями проблема. Однако не отверстиями едиными, и на расстоянии до 500-550 метров в дневное время устойчиво различимы автомобильные номера, а на расстоянии примерно 950 метров – номера трамваев (как бортовые, так и номер маршрута), надписи на трамвайной остановке и прочая реклама. На расстоянии в 3,5 км на трубах ТЭЦ различимы элементы арматуры, имеющие (по слухам) несколько сантиметров в диаметре. Качество изображения равномерно высокое по всему полю зрения, лишь на самом краю его наблюдается некая очень слабо выраженная подушкообразная дисторсия. Цветопередача тоже оказалась на уровне,никаких искажений цвета обнаружить не удалось. Также не удалось обнаружить и хроматизма, хотя я очень старался. Но тёмные антенны,провода и ветки на фоне неба оставались не замыленными.(На самом деле хроматизм в этом бинокле всётаки есть,но обэтом ниже). В кеачестве последнего теста рассматривались молодые листья и цветы берёзы. Произрастающей непосредственно под окном. Расстояние я оцениваю приблизительно метров в 5-7. Сфокусироваться удалось. И изумрудно-зелёные листочки порадовали старика Крупского своими прожилками, а серёжки-тычинками, или что там у них сейчас торчит. На этом с дневными “наблюдениями” всё, и мы плавно переезжаем к наблюдениям ночным. Ночные наблюдения

Производились на протяжении нескольких дней, по погодным показателям, в Москве с балкона. Направление – восток (довольно темное направление), вплоть до юга (сильная засветка натриевыми фонарями). Объекты для наблюдения были как астрономическими, так и рукотворными. Вот на рукотворных-то объектах и был обнаружен некоторый хроматизм, но в настолько малых количествах, что принимать его во внимание мог бы только перфекционист, к которым Ваш покорный слуга себя хоть и относит, но не до такой же степени. Как уже было сказано выше, данный бинокль не может быть отнесён к классу астрономических. Все его параметры средние – довольно-таки среднее поле зрения в 4,5 градуса, средний выходной зрачок в 3 мм, средняя (чтобы не сказать больше, малая) апертура, среднее же и увеличение. Но с учётом стабилизации изображения, этому биноклю доступно не так уж и мало объектов.

Итак, по порядку. Сначала надо сказать, что мне всё-таки удалось заставить бинокль забликовать. Если смотреть на ртутный фонарь в 100 метрах от балкона, вернее не на сам фонарь, а на несколько градусов в сторону – появляется мощный блик. Но думаю этот тест можно отнести к разряду экстремальных. При осмотре движущихся автомобилей с включенным дальним светом от фар расходится по 2 луча в каждом из окуляров (предположительно, в таком вот эффекте виноваты призмы). В результате мы имеем яркий источник света с четырьмя лучами, направленными под углом в 90 градусов друг к другу и 45 градусов к земле. Такой вот аналог растяжек в Ньютоне. Но хватит антропоцентризма, пора посмотреть и на небо. Луна. Луну удалось посмотреть за 3 дня до полнолуния и вобщем-то в дымке. Ну тут всё, как положено, моря-горы-кратеры, картинка чёткая, никакого хроматизма нет. Причиной тому дымка или бинокль – пока утверждать не возьмусь.

Сатурн. Сатурн сейчас не в лучшем виде, да и неудобно расположен, ловить его пришлось в несколько…эээ... нетрадиционной, скажем политкорректно, позе. Тем не менее, вполне отчётливо видно, что это Сатурн при кольце. Вероятно, из спутников был виден Титан, но поручиться за это я не готов (списываю всё прежде всего на нетрадиционность позы, а за тем – на общую засветку, в которой сейчас пребывает Сатурн в районе моего дома). Лира и Лебедь. Собственно, Вега как тест на хроматизм, Эпсилон как двойная-двойная и прочие звёзды как предельная видимая величина. По Веге можно было оценить качество коррекции хроматизма в данном бинокле. Ещё раз повторюсь, что оно весьма высоко. Вега выглядит как голубая звезда, не синяя, как в рефракторе-ахромате, но и не белая с сине-фиолетовой каймой, как в ЕД. Менее яркие звёзды лишены ложной окраски и их цвет близок к естественным цветам, видимым в телескоп. Например, излюбленная парочка – Альбирео имеет выраженый цвет у обоих компонент. Правда, в инструменты с большей апертурой цвет этих звёзд более насыщен, но даже в данный бинокль хорошо видны желтая и светло-голубая звёзды. По Эпсилону Лиры никаких чудес не произошло. Объект вполне естественно разделился на две звезды, и столь же естественно не разделился на четыре. По прочим звёздам этого района минимальная величина составила 9,7m –прямым зрением, без всякой адаптации, в условиях московской засветки. Геркулес и М13 в нём. М13 был основным объектом поиска, искать пришлось довольно долго, но успешно. Выглядит это шаровое скопление в данный бинокль как тусклое пятно с увеличивающейся к центру яркостью. Практически так же М13 я видел в тех же условиях и с того же самого балкона год назад в рефрактор Селестрон 70 (фокусное расстояние 900 мм) при увеличениях порядка 20 крат – то же пятно с таким же более ярким центром.

Некоторые итоги и выводы.

Бинокли со стабилизацией изображения будут непременно показаны для тех, кто не любит надрываться, для тех, кто хочет использовать оптику и для наземных, и для небесных обзоров и для тех, кто может себе позволить потратить довольно существенную сумму денег на свою прихоть. По оптическим параметрам Canon IS реализованы очень неплохо, некоторые недочёты конечно есть, но в общем и целом впечатления положительные. Я думаю, можно сказать, что 45 мм бинокль со стабилизацией эквивалентен 70-мм биноклю без оной (естественно рассматривается 70 мм бинокль не самого страшного производства, например всё тот же Селестрон15х70), используемому без штатива. При этом картинка лишена дрожания рук, Вам не нужно тащить с собой штатив, хотя, конечно, бинокль и не может заменить телескопа. Лучше иметь оба этих инструмента, каждый для своих задач и целей. Вместе они прекраснодополнят друг друга.





Авторство и публикация:
  1. Автор. С совершенным почтением, искренне Ваш, LittleRacoon
  2. Подготовка и выпуск проект 'Астрогалактика' 01.05.2008



Copyright © 2004 - 2016, Проект 'Астрогалактика' • выпущен 12.07.2004
Top.Mail.Ru