Проект 'Астрогалактика':.

Гомулина Наталия Николаевна - автор большинства рубрик нашего проекта.

Электронные образовательные ресурсы по астрономии | Общая астрономия


Кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования, член-корреспондент Академии информатизации образования РФ.

Главный методист ООО "ФИЗИКОН" (группа компаний "COMPETENTUM").

Учитель астрономии Московской гимназии на Юго-Западе N 1543.

Член жюри Московских городских астрономических олимпиад для школьников в течение 30 лет.

Сайты: http://www.gomulina.orc.ru | http://gomulina.newhost.ru | http://gomulina.narod.ru

Автор учебного курса: "Открытая Aстрономия"

Автор и соавтор более 50 мультимедийных курсов.









Ответы Гомулиной Н.Н. на вопросы:

1. Когда вы стали изучать астрономию?

То, что я стала заниматься астрономическим образованием было предопределено очень давно. В 14 лет моими учителями астрономии в астрономическом кружке при ГАИШе стали молодые выпускники МГУ - Анатолий Засов и Константин Куимов. Это потом они стали докторами физико-математических наук и профессорами. Это потом А. В. Засов стал автором лучшего школьного учебника по астрономии... А когда я была студентом физического факультета, то моими преподавателями были Зельдович Я.Б., Зельманов А.Л., Мартынов Д.Я. и многие другие….

2. В каком году Вы стали работать с информационными технологиями?

Впервые стала работать с информационными технологиями в 1968 году. Работала на "Искре", БЭСМ -6, ЕС-1029 и ЕС 1030, то есть тогда, когда еще были не компьютеры, а вычислительные машины. В 1978 году впервые познакомилась с компьютером ХР 2000, у которого был монитор и клавиатура. А вместо современного маленького ящика с процессором - целая комната.

С Интернетом "познакомилась" в 1994 году, купив одновременно модем для себя лично и для школы 659 г. Москвы, в которой работала учителем физики. Зачем купила, отдав по тем временам совершенно "бешенные деньги" за модемы, что еще никто не знал, что это такое? Да трудно сказать. Скорее предчувствие. Интуиция. Это позволило учащимся школы с 1995 года выполнять интереснейшие телекоммуникационные проекты по астрономии.

Именно предчувствие... Я и Pentium-I себе купила одной из первых, хотя в продаже были 386 и 486 компьютеры... Меня еще в магазине продавцы за сумасшедшую приняли и спросили: "Зачем такой дорогой компьютер для домашней работы?".

3. Что Вы можете сказать о современном месте астрономии в школе?

В современной школе как обязательного отдельного предмета "Астрономии" нет в выпускном, 11 классе. Но астрономические вопросы вошли в курсы физики выпускного класса основной школы - 9 класса, выпускного класса старшей школы - 11 класса. Именно поэтому все учебники физики сейчас переписаны.

В профильной школе в гуманитарных классах физику не изучают (не изучают и биологию, астрономию, географию, химию). Это чудовищно звучит для человека, который все эти предметы в школе изучал отдельно. Сейчас есть особый предмет - "Естествознание", в котором все эти предметы изучаются на качественном уровне, без решения задач и без формул. В курсе естествознания астрономически вопросы также вошли.

Астрономические вопросы изучаются и курсе "Естествознание" для 5-6 классов.

4. Вы, человек с большим компьютерным опытом работы, как сегодня можете охарактеризовать место и значение информационных технологий в современной школе и в частности при изучении астрономических вопросов?

Компьютер никогда не заменит общения с настоящим, реальным учителем. Да, существуют в настоящее время прекрасные телекоммуникационные ресурсы для самостоятельной работы. Но без контакта с учителем настоящего обучения не получится. Современные ИКТ технологии должны помогать, а не заменять обучение астрономии.

Конкретный пример. Никакая модель или видеофрагмент о математическом маятнике не заменит реального физического эксперимента, даже если учащийся подвесит на обычной веревке какую-нибудь шайбу и будет наблюдать период колебаний в зависимости от длины этой веревки... Но можно сначала сделать эксперимент с реальным математическим маятником, а потом учащиеся работают с моделью математического маятника на Луне, Марсе.

Астрономия является важнейшей мировоззренческим предметом, заканчивающим естественнонаучное образование учащихся. Открытия в области астрономии лежат в основе естественнонаучных представлений, образующих фундамент научного мировоззрения, поэтому формированию астрофизических понятий, ознакомлению с современными представлениями о структуре Вселенной и происходящих в ней физических процессах, связи физики и астрономии должно уделяться достаточное внимание.

Максимальный эффект от применения ИКТ в процессе изучения астрономических вопросов достигается, как правило, в следующих случаях:

  • " При изучении таких вопросов, которые невозможно изучать в реальном эксперименте. Специфика астрономии, как науки, проявляется и в том, что предмет ее изучения недоступен непосредственно для экспериментальных исследований, все, что получает астрономия экспериментально, сводится к различным видам излучения.
  • " При изучении тем, явлений, которые более полно и детально освещаются в электронных образовательных ресурсах.
  • " Более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения. Показ хороших, качественных изображений астрономических объектов, особенно полученных на современных телескопах за последние 3-4 года.
  • " Своевременное сообщение о новых астрономических открытиях и явлениях, формирование соответствующих понятий. Например, показ моделей о возможных путях открытий экзопланет.
  • " Использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента, повторять их. Часто астрономия имеет дело с процессами либо исключительно быстро, либо слишком медленно протекающими - движение звёзд в Галактике, расширение Вселенной и т.п.
  • " Автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений. Тестирование и коррекция результатов учебной деятельности с учетом "Электронного журнала".
  • " Решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического подходов с использованием предоставляемого манипуляционно-графического интерфейса. Например, изучение интерактивных моделей "Диаграмма Гершцпрунга-Рессела и звездные скопления", "Смена времен года".

При этом различаются возможности ЭОР и телекоммуникационных средств обучения… Здесь очень много резервов именно при тестировании и коррекции результатов учебной деятельности.


Авторство и публикация:
1. Подготовлено проектом 'Астрогалактика'
2. Публикация проекта 08.01.2010



Выпущено проектом 'Астрогалактика' 08.01.2010