Афанасьев » 31 окт 2011 12:50
Сирано Де Бержерак
«Иной свет, или Государства и империи Луны» (1649-1650)
Было бы одинаково смешно думать*, что это великое светило станет
вращаться вокруг точки, до которой ему нет никакого дела, как было
бы смешно предположить при виде жареного жаворонка, что вокруг него
вертелась печь.
…господин де Монманьи сказал, что его очень удивляет, почему же система
Птоломея, столь мало правдоподобная, была так распространена.
"Большинство людей,- отвечал я,- которые судят только на основании своих
чувств, поверили свидетельству своих глаз, и, подобно тому, как тот, кто,
сидя на корабле, плывущем вдоль берега, думает, что он сам неподвижен, а
двигается берег, точно так же и люди, вращаясь вместе с Землей вокруг неба,
думали, что само небо вращается вокруг них. Присовокупите к этому еще всю
невыносимую гордость человека, который убежден, что природа создана лишь для
него, как будто есть сколько-нибудь вероятия в том, что Солнце, огромное
тело, в четыреста тридцать четыре раза больше Земли*, было зажжено для того,
чтобы созревал его кизил и кочанилась капуста. Что касается до меня, то я
далек от того, чтобы сочувствовать дерзким мыслям, и думаю, что планеты -
это миры, окружающие Солнце, а неподвижные звезды - точно такие же солнца,
как наше, что они также окружены своими планетами, т. е. маленькими мирами,
которых мы отсюда не видим ввиду их малой величины и потому что их
отраженный свет до нас не доходит. Ибо как же по совести представить себе,
что все эти огромные шаровидные тела - пустыни и что только наша планета,
потому что мы по ней ползаем, была сотворена для дюжины высокомерных плутов.
Неужели же, если мы по Солнцу исчисляем дни и года, это значит, что Солнце
было сотворено для того, чтобы мы в темноте не стукались лбами об стену.
Нет, нет! Если этот видимый бог и светит человеку, то только случайно, как
факел короля случайно светит проходящему по улице вору".
"Но,- возразил он,- если, как вы утверждаете, неподвижные звезды - это
те же солнца, и сколько на небе неподвижных звезд, столько и солнц, из этого
можно вывести заключение, что мир бесконечен, ибо с достаточной вероятностью
можно предположить, что обитатели миров, окружающих неподвижную звезду,
которую вы принимаете за солнце, откроют над собой другие неподвижные
звезды, недоступные отсюда нашему взору,- и так до бесконечности".
"В этом нет никакого сомнения,- отвечал я,- подобно тому, как бог
создал бессмертную душу, он мог создать и бесконечный мир, если правда, что
вечность не что иное, как беспредельное время, а бесконечность -
безграничное пространство. Кроме того, если предположить, что мир не
бесконечен, нужно предположить, что и бог конечен, ибо он не может быть там,
где ничего нет, и не может увеличить обширность мира, не прибавив и к
собственной пространственности, начиная быть там, где его до сих пор не
было. Поэтому нужно думать, что подобно тому, как мы отсюда видим Юпитер и
Сатурн, точно так же, как находясь на той или другой планете, мы открыли бы
множество миров, которых отсюда не видим, и что именно так и построена
вселенная до бесконечности"
"По чести,- возразил он,- что бы вы ни говорили, я совершенно не способен
понять, что такое бесконечность" "А скажите мне,- отвечал я,- понимаете ли
вы, что представляет из себя ничто, находящееся за пределами этого мира?
Вовсе не понимаете, ибо когда вы думаете об этом, то это ничто все-таки
представляете себе по меньшей мере в виде ветра или воздуха, а это уже есть
нечто. Но если вы не можете обнять бесконечность в целом, вы можете
представить ее себе по частям, ибо не трудно вообразить себе землю, огонь,
воду, воздух, звезды, небеса; бесконечность же - это не что иное, как
беспредельная ткань всего этого. Если вы меня спросите, каким образом были
сотворены все эти миры, ибо священное писание говорит только об одном мире,
созданном богом, я вам отвечу, что оно говорит только о нашем мире, потому
что это единственный из миров, который бог взял на себя труд сотворить
собственной рукой, все же остальные миры, развешенные по лазури вселенной,
как те, которые мы видим, так и те, которых не видим,- это только пена,
выбрасываемая светилами, которые себя очищают. Действительно, как бы могли
существовать эти огромные источники огня, если бы они каким-то образом не
были связаны с той материей, которая их питает. И точно так же, как огонь
гонит далеко от себя золу, которая бы его заглушила; как золото,
расплавленное в горниле, отделяется, очищаясь от колчедана, уменьшающего его
вес,…- так и Солнце каждый день выбрасывает из себя остатки материи,
питающей его пламя, и очищается от нее. Но когда вся эта материя, которая
его поддерживает, сгорит до конца, не сомневайтесь, что оно разольется во
все стороны, будет искать новой пищи и бросится на все миры, им же некогда
созданные, особенно на те, которые к нему всего ближе, и тогда этот великий
огонь смешает и расплавит все эти тела, а затем разгонит их во все стороны,
как и раньше; постепенно очистившись, он таким образом опять будет служить
солнцем этим маленьким мирам, которые он породил, вытаскивая их вон из своей
сферы.
…когда Солнце, очищая себя от ржавчины*, отбросило ее далеко от себя;
сгустившись в тяжелые, плотные клубки, она была притянута к центру нашего
мира, может быть, постепенно мелкими частями, а может быть, сразу целой массой.
Перевод под редакцией В. И. Невского (1931).
Комментарии
*Монманьи - Шарль де Монманьи, мальтийский рыцарь, губернатор Квебека и
Новой Франции с 1636 по 1647 год.
* ...смешно думать, что великое светило станет вращаться вокруг
точки...- Сирано остроумно доказал далее нелепость геоцентризма, согласно
которому Солнце обращалось вокруг Земли.
* ...Солнце... в четыреста тридцать четыре раза больше Земли...- По
данным современной науки - в 1283 раза больше**.
* ...солнце, очищая себя от ржавчины...- Далее высказана гипотеза об
образовании планет Солнечной системы, позже возникшая у Лапласа (1749-1827).
**На самом деле диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли!