Астрономия в литературе

Форум о месте астрономии в культуре, искусстве, поэзии и жизни.

Модераторы: Ulmo, Булдаков Сергей

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 07 май 2012 12:34

Кир Булычев
ОБСЕРВАТОРИЯ УЛУГБЕКА
Палачи и Созидатели


Через час весть о смерти бывшего правителя достигла Самарканда. Вечером узнал о ней и звездочёт Али-Кушчи — ближайший помощник, ученик и друг Улугбека. Юношей Али-Кушчи служил у хана сокольничим и понравился Улугбеку умом и стремлением к знаниям. Хан приблизил его и не пожалел о своём выборе.
Известие о смерти хана поразило Али-Кушчи. Он понимал, что смертный приговор Улугбеку — это смертный приговор его ученикам и всем трудам и книгам Улугбека.
Али-Кушчи надел поверх кольчуги халат победнее и спрятал в широком поясе кинжал. Конь понёс его по глухим переулкам к холму, с вершины которого был виден весь Самарканд…
...Первыми к подножию холма успели дервиши. За ними потянулись верующие и любопытные. Дервиши бесновались, подогревая толпу. Они тяжёлыми кетменями, палками и ногтями выламывали изразцы, украшавшие обсерваторию, разбивали приборы. Вскоре на холм втащили привезённые по приказу Абдал-Лятифа стенобитные машины. Некоторое время стены сопротивлялись ударам, но всё больше кирпичей и плит отлетало от основания, и наконец стена рухнула, подняв к раскалённому небу тучи жёлтой пыли. А потом пришла ночь, и холм был пуст, и не осталось на земле следа Улугбека, и шейхи легли спать спокойно.
…В городе Герате Али-Кушчи встретили друзья. Там звездочёта знали. Али-Кушчи не раз уезжал в другие страны по поручению Улугбека, чтобы познакомиться с тем, что делают астрономы и математики. "Командировки" приводили сокольничего даже в Китай. В Герате он был в безопасности.
Через несколько лет Али-Кушчи, к тому времени уже известный на Востоке под именем "Второй Птолемей", переехал в Константинополь, недавно завоёванный турками и переименованный ими в Стамбул. Там он завершил основное дело своей жизни: он отпечатал в типографии труды Улугбека — книгу его звёздных таблиц и введение к ним.
Книгу погибшего хана сразу же перепечатали в Дамаске и Каире. В XVII веке её трижды издавали в Лондоне, печатали в Париже, Флоренции, Женеве… Точность звёздных таблиц была настолько поразительна, что многие учёные сомневались в их подлинности — казалось невероятным, что в XV веке, до изобретения телескопа, она была достижима.

Комментарии

В 1429 году в окрестностях Самарканда было завершено строительство беспрецедентной астрономической обсерватории. Ее главным инструментом была гигантская двойная меридианная дуга радиусом 40,2 метра. Один градус на меридианных дугах имел длину более 70 сантиметров, что позволяло определять координаты светил с поразительной точностью. На главном инструменте производились измерения высоты небесных светил над горизонтом при прохождении их через небесный меридиан.
Азимутальные наблюдения могли производиться на горизонтальном круге на крыше здания. В обсерватории имелись и другие инструменты, которые не сохранились.
Главный инструмент применялся для наблюдений Солнца с целью определения астрономических постоянных: наклона эклиптики к экватору, годичной прецессии, продолжительности тропического года.
Важнейшим итогом Самаркандской школы считается каталог 1018 звезд.
Иногда пишут о том, что после убийства Улугбека в 1449 году обсерватория прекратила существование, а здание её было разрушено религиозными фанатиками. Исследования последних лет показали, что это не так. После Улугбека обсерватория ещё продолжала работать 20 лет. Только в 1469 году, после убийства правителя Самарканда Абу Сайда его сыном Мирзой Султаном Ахмадом, положение ученых настолько ухудшилось, что Али Кушчи с учениками вынужден был покинуть обсерваторию и переехать в Герат, где первым министром государства был выдающийся поэт Востока и государственный деятель тимуридского Хорасана Алишер Навои, который оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов и поэтов. Вскоре самаркандского астронома пригласили в Стамбул. Там он закончил и издал труды обсерватории.
Опустевшее здание обсерватории стояло ещё много лет, и лишь в начале XVI века было разобрано на кирпичи.
Ш.Эгамбердиев, З.Коробова. Ученый на троне. Вселенная и мы. №3. 1997
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F1% ... 1%E5%EA%E0
Вложения
}рис 4.jpg
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 08 май 2012 20:42

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

На другой день спозаранок
кровавые зори свет возвещают,
черные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,*
а в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому,
пойти дождю стрелами с Дона великого!
Тут копьям изломиться,
тут саблям побиться
о шлемы половецкие
на реке Каяле,
у Дона великого!
О Русская земля! Уже ты за холмом!

Перевод Д. Лихачева

*) Паргелий (ложное солнце) — один из видов гало, выглядит как светлое радужное пятно на уровне солнца. Возникает вследствие преломления солнечного света в анизотропно ориентированных кристалликах льда, парящих в атмосфере.
Явления гало отличаются большим многообразием. Наиболее часто наблюдается радужный круг вокруг Солнца угловым радиусом 22°, реже концентрический с ним круг угловым радиусом 46° и совсем редко круг 90° (гало Гевелия). Иногда виден белый горизонтальный, или паргелический круг, проходящий через Солнце и параллельно плоскости горизонта. На пересечении этого круга с кругами гало 22 и 46° появляются яркие радужные пятна — ложные (или побочные) солнца, или паргелии, а также ложные луны, или парселены. Ложные солнца и луны могут быть и в других местах белого горизонтального круга, который потому и называется паргелическим кругом. Довольно часто возникают касательные дуги к кругам гало, чаще горизонтальные и реже боковые.
В моменты, близкие к заходу или восходу Солнца, как правило, когда оно находится на небольшой глубине под горизонтом, над Солнцем, а иногда и под ним появляются световые столбы. На паргелическом круге против Солнца или Луны возникает светлое пятно — противосолнце (антелий) или противолуна (антиселена). Светлое пятно в солнечном вертикале, диаметрально противоположное Солнцу, называют нижним солнцем.

В образовании гало разных форм большую роль играет ориентация кристаллов, т. е. положение их главных осей, при падении в атмосфере. Известно, что все тела, в том числе и кристаллы, при падении в воздухе испытывают аэродинамическое торможение и стремятся ориентироваться так, чтобы встретить максимальное сопротивление воздуха. В то же время броуновское движение и атмосферные флюктуации способствуют хаотической ориентации кристаллов. Эти факторы сильнее действуют на мелкие кристаллы или тонкие столбики, поэтому у них преобладает хаотическая ориентация. На большие столбчатые кристаллы и пластинки сильнее действует аэродинамическое торможение, и они падают ориентированно. Переход от хаотического к ориентированному положению определяется отношением толщины кристалла к его длине. Если это отношение приблизительно равно 1, такие кристаллы называют кубикообразными.
Таким образом, большие ледяные столбики и иглы падают так, что их главные оси принимают горизонтальное положение, т. е. боковой гранью вниз, достаточно большие пластинки или снежинки — так, что их главные оси принимают вертикальное положение, т. е. основаниями вниз, а разнообразные кристаллы неправильной формы падают при хаотическом положении главных осей.
С.Зверева. В мире солнечного света
http://www.about-space.ru/mirsolcsvet?showall=1
Вложения
}sunhalo_rosen.jpg
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 10 май 2012 18:16

Дмитрий Емец
ВЛАДИМИР МОНОМАХ


В 1113 году случилось солнечное затмение*. Средь бела дня закрыла луна солнце и стало оттого темно, как ночью. В затмении этом многие на Руси увидели дурное предзнаменование, и верно: в тот же год 16 апреля скончался великий князь Святополк на пути от города Вышгорода. В лодке его привезли в Киев и похоронили в Златоверхом монастыре, им же ранее и основанном…
После сего погрома киевляне опять прислали к Владимиру послов, говоря ему: "Приходи, княже, в Киев. Если же не придешь, то знай, что много зла содеется. Ограбят уже не один Путятин двор, но пойдут на княгиню Святополкову, на бояр, на монастыри, и тогда дашь ты, князь, Богу ответ".
Вздохнул Владимир, видя, что нет у него выбора.
- Знать быть сему княжению, если так говорите, - отвечал он.
Сказав так, он приехал в Киев, с величайшим торжеством встреченный жителями. При приближении к городу, навстречу ему вышел митрополит с епископами и со всеми киевлянами, принявшими с великой честью и радостью доблестного князя.
Так, на шестидесятом году жизни своей сел Мономах на золотой стол отца своего и деда.

*) 19 марта 1113 года было полное солнечное затмение:
http://www.secl.ru/eclipse_catalog/1113.html
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 11 май 2012 12:05

Афанасий Никитин
Хождение за три моря


В Бидаре Великом, в бесерменской Индии, в Великую ночь на Великий день смотрел я, как Плеяды и Орион в зорю вошли, а Большая Медведица головою стояла на восток…
В Сивасской округе и в Грузинской земле всего в изобилии. И Турецкая земля всем обильна. И Молдавская земля обильна, и дешево там все съестное. Да и Подольская земля всем обильна. А Русь (бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, боже, боже, боже!).

Комментарии

«Хождение за три моря»— памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть записок была посвящена Индии — её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами. Под чужим индийским небом тосковал он по родине и ночью, с грустью глядя на звёзды, замечал, что даже звёзды здесь расположены иначе, чем дома.
Карамзин писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века … В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара…».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%E6% ... C%EE%F0%FF
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 11 май 2012 18:13

Владимир Чивилихин
Память


Прежде людей оторвалась от Земли и вышла в космос их мысль, отразившись и в великой русской литературе. Мечта о свободном полете над землей пришла из нашего языческого далека в виде сказок о ковре-самолете, у которого, в отличие от греческого Икара, не было крыльев, однако он мог мгновенно переноситься неведомой силой туда, куда пожелает прихотливая человеческая фантазия. На заре письменной нашей литературы и философии Кирилл Туровский, вглядываясь в темное звездное и бездонное полуденное небо, написал: "неизмерная небесная высота". Образная символика "Слова о полку Игореве" связывает солнце и месяц с земными судьбами героев, а летописцы постоянно обращали взоры на небо, пытаясь заметить в небесных явлениях исторические знамения...
Миновали времена раннего средневековья, в которые грамотные наши предки познакомились с "Космографией" Козьмы Индикоплова и "Шестодневом" Иоанна экзарха Болгарского, а в середине XVII века ученый муж Епифаний Славинецкий, работавший в московском Крутицком подворье, познакомил русского читателя с гелиоцентрической системой Николая Коперника*. Коперниканцев он считал "изящнейшими математиками", которые "солнце аки душу мира и управителя вселенныя... полагают по среде мира". А начало нового времени соединило естественнонаучные и поэтические представления о небе в творческом гении Михаила Ломоносова.

*) Первым переводным сочинением, содержавшим изложение гелиоцентрической системы, в России стала книга "Введение в Космографию" Гильома Блеу, изданная в 1645 г. в Амстердаме на латинском языке. Переводчиками этого сочинения были монахи Епифаний Славинецкий, Арсений и Исайя, работавшие над переводом по поручению патриарха Никона. Перевод был закончен в 1661 г., а книга, представлявшая собой атлас с пояснительными текстами и Введением, в котором излагались взгляды на устройство мира Птолемея и Коперника, получила в России название "Зерцало всея вселенныя или атлас новый, в нем же начертания всея вселенныя и описания всех ея частей изданы суть".
http://www.gpntb.ru/win/mentsin2.cfm?KEY=042
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 13 май 2012 17:56

Спиридон – поворот,
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руках несет,
Красно солнышко зовет.
(Народная песня)

Комментарии

Русская народная примета относит начало возвращения солнца из южного полушария в северное к 12 декабря* — дню памяти св. Спиридона: «Спиридон— солнцеворот — солнце на лето, зима на мороз».
Но если предание связывает зимний солнцеворот с днем св. Спиридона—12 декабря, т. е. на трое суток позже современного момента, то очевидно, можно приблизительно указать эпоху, когда возникла на Руси сама примета. Если действительно отступление солнцестояния совершается на 1 сутки в 128 1/2 лет, то разница в трое суток, очевидно, соответствует 385 1/2 годам, т. е. примета сложилась около 400 лет тому назад и относится к началу XVI столетия, ко временам великого князя Василия Ивановича III (1479—1533), когда солнцестояние приходилось, действительно, на день памяти св. Спиридона—12 декабря.
С этого же времени, вероятно, ведет свое происхождение обычай, сохранявшийся еще в XVII в. — в день св. Спиридона докладывать царю «о повороте солнца». Старший звонарь Успенского собора являлся к «великому Государю», бил ему челом и докладывал, что «отселе возврат солнцу с зимы на лето, и день прибавляется, а ночь умаляется». Царь за такое сообщение жаловал звонарю 24 серебряных рубля, очевидно, по числу часов в сутках.
Д. Святский. Под сводом хрустального неба. 1913
*) По старому стилю, по новому 25 декабря.
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 14 май 2012 12:02

В 11 день февраля месяца 6618 года* в Печерьстем монастыре явися столп огнен от земли до небеси, а молния осветиша всю землю, и в небеси погреме в час первый нощи; се же столп первее ста на трапезнице каменей, яко не видети бысть креста, и постояв мало, соступи на церковь и ста над гробом Феодосьевым, и потом ступи на верх, аки к востоку лицем и потом невидим бысть**.
(Начальная летопись).

*) 1110 год. До 1 января 1700 г. в России применялось Византийское летоисчисление, которое велось «от сотворения мира». По преданию, мир сотворён был за 5508 лет до рождения Христова.
**) В этом отрывке безъискусственно, но замечательно верно описано грозовое явление, известное в метеорологии под именем «огней св. Эльма»***, появление его на церковном кресте и переход с одной главы церковной на другую. (Д. Святский. Под сводом хрустального неба. 1913).
***) Разряд в форме светящихся пучков или кисточек, возникающий на острых концах высоких предметов (башни, мачты, одиноко стоящие деревья, острые вершины скал и т. п.) при большой напряжённости электрического поля в атмосфере. Они образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, и зимой во время метелей. По физической природе представляют собой особую форму коронного разряда. Название явление получило от имени святого Эльма — покровителя моряков в католической церкви.
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 14 май 2012 12:03

А.Н.Афанасьев
Поэтические воззрения славян на природу

Том 1
III. Небо и земля

Небо, видимое очами смертного, представляется огромным блестящим куполом, обнимающим собою и воды и сушу, круглою прозрачною чашею, опрокинутою над землею. Потому обыкновенно оно называется небесным сводом… Отсюда сама собой возникала мысль о небе, как о священном храме, где живут светлые боги и высокая кровля которого сведена чудесным куполом. В старинной апокрифической рукописи сказано: «небо круговидно комарою*».
Вселенная - дом, обитель;… мир первоначально означал мир семейный, тишину домашнего жилища, а вселенная намекает на водворение
(= вселение) семьи у домашнего очага, под родным кровом. По народному воззрению, небо — терем божий, а звезды — очи взирающих оттуда ангелов; эпическая поэзия воспользовалась этими данными и дает прекрасное изображение космоса теремом, а небесных светил — обитающею там семьею.
Чудо в тереме показалося:
На небе солнце — в тереме солнце,
На небе месяц — в тереме месяц,
На небе звезды — в тереме звезды,
На небе зоря — в тереме зоря
И вся красота поднебесная.

*) комара — свод.
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 14 май 2012 17:35

Солнце нача погибати, зрящим всем людем, мало остася его и бысть аки месяц три дня, и нача опять полнится, и мнози мняху месяц идуще через небо, зане бяшеть межимесячье то, а друз и мняхуть солнце идуще вспять, понеже оболоцы малии, частии, с полуношные страны борзо бежаху на солнце, на полуденную страну. Того же дни и часа бысть тако и того грознее в Кыеве, всем зрящим, бывшую солнцу месяцем, явишася столпове черлени, зелени, синий, обаполы солнца; таче сниде огнь с небеси аки облак велик над ручай Лыбедь, людем всем отчаявшимся своего житья, мняще уже кончину сущю, целующе друг друга прощение имаху, плачюще горко, возопиша к богови слезами; и милостью своею бог проведе страшный той огнь через весь град без пакости, и паде в Днепр реку, ту и погибе; тако сказаша нам самовидци, бывший там.
(Лаврентьевская летопись. 14 мая 1230)

Комментарии

Здесь, по-видимому, имеется в виду совпадение трех небесных явлений, наблюдавшихся в Киеве одновременно -- солнечного затмения, радужных столбов (паргелиев) и, вероятно, метеорита, пролетевшего по небу. Солнце во время затмения в Киеве было на востоке, ручей же Лыбедь протекает к югу от Киева (Печерска), и находившееся над ним загадочное облако уже никак, по одному своему местоположению, не могло быть солнечной короной. Поэтому правдоподобнее думать, что здесь описывается огненный шар или метеорит, быть может, даже наблюдавшийся и не одновременно с затмением, но впоследствии соединенный в одно описание.
http://www.vbocharov.ru/pervye_nablyudenij_neba-6.html
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение LEONID_OM » 15 май 2012 03:37

Афанасьев писал(а): **) В этом отрывке безъискусственно, но замечательно верно описано грозовое явление, известное в метеорологии под именем «огней св. Эльма»***, появление его на церковном кресте и переход с одной главы церковной на другую. (Д. Святский. Под сводом хрустального неба. 1913).
***) Разряд в форме светящихся пучков или кисточек, возникающий на острых концах высоких предметов (башни, мачты, одиноко стоящие деревья, острые вершины скал и т. п.) при большой напряжённости электрического поля в атмосфере. Они образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, и зимой во время метелей. По физической природе представляют собой особую форму коронного разряда. Название явление получило от имени святого Эльма — покровителя моряков в католической церкви.


Очень интересное сведение для меня из летописи. Конечно, я читал о таком электрическом атмосферном явлении, с детства мечтал его увидеть. :( Но пока не довелось. Ни в Центральной России, ни в Средиземноморье. Я вобще думал, что у нас этих эльмовых огней и не бывает, это на море, в более южных широтах, в тропиках. Оказывается, у нас тоже изредка бывает. Но в литературе больше историй очевидцев приводится из зарубежных источников.
Аватара пользователя
LEONID_OM
Статус: Бывалый
Статус: Бывалый
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 07 ноя 2010 02:18
Откуда: Рязанский район Рязанской области
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 6 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 15 май 2012 12:48

И, сего не терпя, солнце луча свои скры месяца августа в 7 день, в 3 часа дня, и бысть тогда солнце аки трех дней месяц, щербина убо ему с полуденныя страны, и мраку синю и зелену от запада приходящу, и пребысть тьма велия час един, и обратися солнце на полдень, аки месяц млад, таже обратися солнце роги к земле, и бысть аки месяц, и тьма велия, и потом помалу свет своей припущаще, дондеже исполнится солнце все и свет свой паки яви и обычно лучами светлость сияше.
("Повесть умильна зело" 1366 г. о нападении султана египетского на Антиохию, Иерусалим, Синай, избиении монахов и распятии Антиохийского патриарха Михаила).

Здесь, как мы видим, с величайшей подробностью описан весь ход затмения. Полоса кольцеобразно-полного затмения 7 августа 1366 г. проходила южнее Москвы, близ Тулы и Рязани. Летописное описание, судя по фазе и по положению затмившегося серпа Солнца на небе, относится к Новгородской области, где оно было частным.
http://www.vbocharov.ru/pervye_nablyudenij_neba-8.html
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 15 май 2012 12:49

Бысть знамение на небеси, солнце бысть, аки кровь, и по нем места черны и мгла стояла с поллета, и зной, и жары бяху велицы, лесы и болота и земли горяше, и реки презхоша, иныя же места водяные до конца исхоша; и бысть страх и ужас на всех человецех и скорбь велика. 1365
Бысть знамение в солнце, места черны по солнцу, аки гвозди, и мгла велика была. 1371
(Никоновская летопись)

В обоих случаях, несомненно, летописцем отмечаются солнечные пятна, сравниваемые с черными шляпками старинных гвоздей, как бы вбитых в солнечный диск. Они были замечены как вследствие своей большой величины, так и благодаря мгле, сквозь которую Солнце проглядывало в виде кровавого диска, который можно было рассматривать без вреда для глаз. Большие солнечные пятна, наблюдавшиеся простым глазом на Солнце, служат хорошим указанием на эпоху повышенной активности.
http://www.vbocharov.ru/pervye_nablyudenij_neba-8.html
Последний раз редактировалось Афанасьев 15 май 2012 12:52, всего редактировалось 1 раз.
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 15 май 2012 12:50

Месяца Иуня, пойде преподобный Василий в Волынскую землю к митрополиту на поставление... и паки пришедшим им в Володимер Волынский, и абие... поставиша его на память святого апостола Тита. Тогда явися на небеси знамение, звезда светла над церковию стояща, весь день светяся".
(Новгородская летопись. 1331)

Память Тита падает на 25 августа старого стиля. Венера утром, во время поставления, могла стоять высоко на небе ("над церковью") только в том случае, если она была в это время удалена к западу от Солнца и, следовательно, светила в качестве утренней звезды. Эти соображения, действительно, подтвердились вычислениями М. А. Вильева. Оказалось, что 25 августа 1331 г. Венера находилась почти в наибольшем удалении от Солнца и видна была по утрам*.
http://www.vbocharov.ru/pervye_nablyudenij_neba-8.html

*) Программа StarCalc подтверждает западную элонгацию Венеры 25 августа (7 сентября) 1331 г.
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 16 май 2012 08:11

Месяца Листопада, з дня на ночь 30-го указалось дивное видение на небе, которое кометою албо звездою с лучою зовуть; кгды такая звезда была в року 1500 видена, стало се през мор в немцах гнев божий неслыханный, же товар и люди поветрием были караны. Ведомо тож то всим с писма кроничного, што року 1577 сталось по такой звезде, якое крови розлияние, якое было великое людей мордование праве в тот час в царстве Московском. Одно бог ведает, як много войною през меч и огонь людей погинуло; не один там город, место, поле кровью сплынуло.
(Киевская летопись. 1618)

Киевский летописец по поводу появления в 1618 г. кометы вспоминает и кометы 1500 и 1577 гг., из которых в особенности подчеркивает значение последней, как знамения ливонских войн Ивана Грозного.
Появление кометы 1577 г. можно считать эпохой, с которой начинается новый период в исследовании комет, так как Тихо Браге нашел из наблюдений, что комета должна быть гораздо дальше Луны, не имея суточного параллакса, и для двух наблюдателей, разделенных пространством во много сотен миль, является одновременно на одном и том же месте среди звезд. Поэтому Тихо Браге пытался представить движение кометы в предположении, что она вращается за орбитой Венеры по кругу, в середине которого находится Солнце.
Комет было не мало на протяжении хода русской истории с X до XVII вв., и по поводу каждой из них современники всегда могли указать то или иное политическое событие, причину которого с успехом можно было свалить на комету. Мы видели случаи, что даже расхождение в хронологии не очень смущало наших предков. Вера в зловещее значение комет была всеобщей, церковники же всячески поддерживали и развивали эту веру в своих проповедях. Боязнь комет характерна и для XVIII и XIX вв. и долго не изживалась, перейдя потом в боязнь столкновения с кометой.

Д.Святский. Очерки истории астрономии в Древней Руси
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 16 май 2012 16:22

Июля 20 дня после полудни в 6 часу услышали в облаках над обозом нашим треск, яко ракетной, и когда в верх подняли очи, то увидели на небе чрезвычайное знамение (или метеор). Летело по воздуху не зело высоко облако продолговато видом огненное, подобное
пучку соломы зажженной взявся из города Нарвы к обозу нашему, и налетев на обоз наш, вдруг остановилось и растянулось за обоз, яко стрела, и передней конец у того облака, которой принаклонился за обоз наш подобно будто рассыпался, и весьма отончал, и выпала из онаго искра. И потом яко звездка; а иные видели, что из того конца выпали три звездки, одна наперед черная, другая васильковая, третья красная. У того всего облака вид огненной отменился, и стал яко бы желтоват с белью; и от часу учало, оное распространяться шириною вверх, однакож потом не много усугубясь, стояло то облако на одном месте часа с два с лишком; только вид уже извычайного облака изтончился, и потом все исчезло. На сие слышны были в армии разные мнения и предвещания, и изрекали многие примеры, что таковые метеоры случившиеся в иных времянах и местех, предвещали некакие чрезвычайные дела: обаче изшествие осады показало, что оной метеор никакого зла нам не знаменовал.
«Собрание разных записок и сочинений о жизни Петра», описание Нарвской баталии.


Брюс, находясь в то время на Нарвском фронте, видел сам полет болида 1704 г. Мог видеть его, конечно, и Петр. Поэтому особенно интересна запись наблюдения, оказавшаяся, действительно, в походном журнале Петра, правленном его рукою: «Июля в 20 день после полуден видна была великая метеора образом бомбы, которая от зюйд-оста летела на норд-вест, и весьма была велика и высока».
Сопоставление всех известий показывает, что явление было, действительно, замечательным. Несмотря на дневные часы, его заметили как на севере, так и юге России, и болид, очевидно, пролетел громадное расстояние, причем в Нарве уже слышали звук при полете, а по указаниям автора Черниговской летописи, поражающего своей осведомленностью, «змий спал в панстве Шведском». Если это сопоставить с определенным указанием Брюса-Петра направления полета болида — с ЮВ на СЗ, то действительно, сведений о падении метеорита надо искать в литературе Скандинавских стран, хотя в каталогах болидов нет указаний.
Д.Святский. Болид 20 июля 1704 года
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 16 май 2012 16:23

1811 года с августа и по январь видима была комета во все ночи в прозрачном тумане, в изображенном ниже сего виде. Восхождение ее было с вечера от севера, вместе с прочими звездами; место же ее было пониже Семи звезд, называемых «Под Лосем»; путь ее был к востоку; сиятельный свой луч с вечера до полуночи простирала на восток; а к 3-му часу — на полдни, а перед светом — на запад, и так вместе со звездами себя скрывала, а напоследок стала от Семи звезд отставать и уже скончание ее было на юге.
(Неизвестный наблюдатель)

На приложенном рисунке изображена комета с хвостом в виде параболы, как его изображают все наблюдатели, видевшие это светило. Семь звезд — это, конечно, Б. Медведица или Лось. Место «Под Лосем», очевидно, соответствует группе Гончих Псов. Название Лося указывает на то, что наблюдатель был житель северной части России, где так называли Б. Медведицу.
Д.Святский. Комета 1811 г. в России
Вложения
комета 1811 года.jpg
комета 1811 года.jpg (10.42 КБ) Просмотров: 17369
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение LEONID_OM » 17 май 2012 03:03

Афанасьев писал(а):Комет было не мало на протяжении хода русской истории с X до XVII вв., и по поводу каждой из них современники всегда могли указать то или иное политическое событие, причину которого с успехом можно было свалить на комету. Мы видели случаи, что даже расхождение в хронологии не очень смущало наших предков. Вера в зловещее значение комет была всеобщей, церковники же всячески поддерживали и развивали эту веру в своих проповедях. Боязнь комет характерна и для XVIII и XIX вв. и долго не изживалась, перейдя потом в боязнь столкновения с кометой.

Д.Святский. Очерки истории астрономии в Древней Руси


Что проповедовалось с амвонов о кометах в те давние времена, мне неизвестно. Однако это отражено в византийской богословской мысли. Знаменитый Иоанн Дамаскин в своем богословском трактате, полемизируя с астрологией, возможностью предсказания по звездам и светилам, звездогадания с точки зрения догматического православного богословия, делает исключение для комет. Соглашается, что кометы - это небесное знамение, скорее неблагоприятное.
В этом нет ничего удивительного, как нет и никакой вероучительной догмы. Еще в дохристианскую эпоху научились с погрешностью, конечно, рассчитывать время солнечных и лунных затмений. Ожидать появление звезд и планет на небе в определенное время было привычным, а яркие кометы появлялись совершенно неожиданно. И рассматривались как небесное знамение.
Аватара пользователя
LEONID_OM
Статус: Бывалый
Статус: Бывалый
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 07 ноя 2010 02:18
Откуда: Рязанский район Рязанской области
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 6 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 17 май 2012 19:29

LEONID_OM писал(а):Знаменитый Иоанн Дамаскин в своем богословском трактате, полемизируя с астрологией, возможностью предсказания по звездам и светилам, звездогадания с точки зрения догматического православного богословия, делает исключение для комет. Соглашается, что кометы - это небесное знамение, скорее неблагоприятное.



Иоанн Дамаскин
Точное изложение православной веры

Книга 2

Глава VI
О небе

С одной стороны, говорят, что небо движется кругообразно и сжимает все, что находится внутри его, и таким образом все остается твердым и не распадается.
Сверх того, говорят, что небо имеет семь поясов, один выше другого, что оно представляет собою легкое вещество, наподобие дыма, и что в каждом поясе находится одна из планет, ибо обыкновенно признается семь планет: Солнце, Луна, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера и Сатурн. При этом под Венерою разумеют то утреннюю, то вечернюю звезду. Их называют планетами потому, что они совершают свое движение противоположно движению неба; ибо в то время, как небо и прочие звезды движутся от востока к западу, одни планеты имеют движение от запада к востоку. Это мы можем заметить по луне, которая каждый вечер немного отступает назад.
Итак, те, которые утверждают, что небо шарообразно, признают, что оно находится на равном расстоянии от земли, как сверху, так с боков и снизу. Я говорю: с боков и снизу, приспособляясь к нашему чувственному восприятию; ибо, сверху, так как видно из предыдущего, небо повсюду занимает самое верхнее место, а земля нижнее. Утверждают также, что небо, наподобие шара окружает землю и своим быстрейшим движением вращает: солнце, луну и звезды; и, когда солнце находится над землею, то здесь бывает день, когда же — под землею, — ночь; когда же солнце зайдет под землю, то здесь бывают ночь, а там день…

Глава VII
О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах

Утверждают, что в каждом небесном поясе есть одна из семи планет.
В первом, самом верхнем, находится Сатурн,
во втором — Юпитер,
в третьем — Марс,
в четвертом — Солнце,
в пятом — Венера,
в шестом — Меркурий,
в седьмом и низшем — Луна…
Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире — ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат предзнаменованием дождей и перемены воздуха…
Часто появляются также кометы, которые служат некоторыми знамениями, возвещающими, например, о смерти царей. Кометы не принадлежат к тем звездам, которые были сотворены в самом начале, но, по божественному повелению, образуются в соответствующее время и опять распадаются…
Затмение солнца происходит тогда, когда луна, делаясь как бы промежуточною стеною, дает тень и не позволяет свету передаваться нам. Поэтому сколько времени луна будет закрывать солнце, столько времени и будет продолжаться затмение. Не следует удивляться тому, что луна, будучи меньше солнца, закрывает его; ибо некоторые утверждают, что солнце во много раз более земли, а святые отцы считают его равным земле, и, однако, часто его закрывает небольшое облако или даже незначительный холм или стена.
Затмение же луны происходит вследствие земной тени, когда луне исполнится пятнадцать дней и когда солнце и луна окажутся на противоположных концах прямой линии, проходящей через высочайший центр небесного свода — солнце под землею, а луна над землею. В этом случае земля дает тень и солнечный свет не достигает луны и не освещает ее, отчего она и затмевается…
Ясно, что и солнце, и луна, и звезды сложны и по своей природе подлежат разрушению. Однако природы их мы не знаем. Правда, некоторые говорят, что огонь, если он не находится в каком-либо веществе, бывает невидим, почему, коль скоро его погасили, исчезает; но другие утверждают, что огонь, будучи погашен, превращается в воздух…


*) Иоанн Дамаскин (675 – 753) - крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы.
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 18 май 2012 12:05

Афанасьев писал(а):Иоанн Дамаскин
Точное изложение православной веры


Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире


Иоанн Дамаскин в 8 веке понимал, что астрология – это мракобесие, а многие в 21 веке этого не понимают!
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Re: Астрономия в литературе

Непрочитанное сообщение Афанасьев » 18 май 2012 13:28

СЛОВОПРЕНИЕ ВЫСОКОРОДНЕЙШЕГО ЮНОШИ ПИПИНА
С АЛЬБИНОМ СХОЛАСТИКОМ


47. Пипин. Что такое небо? - Алкуин. Вращающаяся сфера, неизмеримый свод.
48. Пипин. Что такое свет? - Алкуин. Лик всех вещей.
49. Пипин. Что такое день? - Алкуин. Возбуждение к труду.
50. Пипин. Что такое солнце? - Алкуин. Светоч мира, краса небес, счастье природы, честь дня, распределитель часов.
51. Пипин. Что такое луна? - Алкуин. Око ночи, подательница росы, вещунья непогоды.
52. Пипин. Что такое звезды? - Алкуин. Роспись свода, водители мореходов,
краса ночи.
56. Пипин. Что такое земля? - Алкуин. Мать рождающихся, кормилица живущих, келья жизни, пожирательница всего.
68. Пипин. Что такое год? - Алкуин. Колесница мира.
69. Пипин. Кто ее везет? - Алкуин. Ночь и день, холод и жар.
70. Пипин. Кто ее возницы? - Алкуин. Солнце и луна.
71. Пипин. Сколько у них дворцов? - Алкуин. Двенадцать.
72. Пипин. Кто в них распоряжается? - Алкуин. Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
73. Пипин. Сколько дней живет год в каждом из дворцов? - Алкуин. Солнце 30 дней и 10 с половиной часов, а луна двумя днями и восемью часами меньше.
http://rustik68.narod.ru/text/albin-pipin.html

Комментарии

Алкуин (ок. 730–804), англо-саксонский ученый, теолог, логик, педагог периода Каролингского возрождения. Известен также под именем Флакк Альбин.
Приводимый диалог «Словопрение Пипина с Альбином» ( Пипин—второй сын Карла Великого, будущий вице-король Италии). Это не что иное, как сборник загадок и отгадок (какими забавлялся, как известно, еще Леонардо да Винчи). Загадки были традиционным жанром англосаксонских латинистов.
Афанасьев
Активный
Активный
 
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 29 мар 2011 09:49
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 23 раз.

Пред.След.

Вернуться в Астрономия в культуре и обществе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron