КУКУШКА И ПЕТУХ
Не исключено, что баснописец Крылов в басне «Кукушка и Петух» высмеял Коперника и Птолемея. В полном имени «Николай Коперник» трижды фигурирует буква «К», как и в слове «кукушка». В начале слова-имени Птолемей присутствуют согласные «П» и «Т», как и в слове «петух». Для Коперника Птолемей – это знаменитый «…муж, самый выдающийся из математиков…» (цитата из основного трактата Коперника перед надписью КНИГА ВТОРАЯ 109). Такая откровенная похвала могла рассмешить «дедушку» Крылова. В свою очередь Птолемей, если и без откровенной лести, то все-таки неумеренно выделял своего предшественника Гиппарха, многократно цитируя и почти не замечая его ошибок-оплошностей.
Слово-имя Гиппарх, если скорописью (без гласных) и латинскими буквами, то фиксировалось как GPRKH. Иногда обучающиеся наверняка путали последовательность букв, получая, например, следующий фрагмент текста: KPRHG. Обучающиеся преимущественно на русском языке могли путать латинское «Н, h» с нашей буквой «Н, н». При этом, если уже в переводе на русский, то получалось (если звонкое Г заменить на глухое К): КПРНК. Вставив сюда отсутствующие гласные буквы, получаем слово-фамилию КОПЕРНИК.
Представьте себе следующий анекдот из жизни. Один нерадивый ученик (вернее, обучающийся, может, даже студент) пропускал много занятий, а потому Гиппарха, Птолемея и Коперника считал просто современниками в отношении друг друга, причем в душе присутствовала неуверенность: то ли Гиппарх и Коперник являются разными людьми, то ли – нет. Потом в душе «студента» каким-то образом победила вторая из этих точек зрения, а тут-то и настала неожиданно пора писать контрольную работу. Всем бы была работа хороша, но в ней незадачливый студент, ни коли не сомневаясь, описал не только Коперника, цитирующего и хвалящего Птолемея, но и наоборот. То-то было смеху (либо было бы, если б дошло до того анекдота место в реальной жизни) у преподавателей.
Рано или поздно. но анекдот сей (реальный или большей частью лишь выдуманный) дошел до ушей баснописца Крылова. Кого же он высмеивал на самом деле? Думается, что в значительно большей степени басня Крылова направлена против нерадивых обучающихся, чем против Коперника и Птолемея. С другой стороны, если б судить по современным меркам, то и Коперник, например, заслуживает басни: «… за что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…». По таким меркам, если уж нашел у оппонента серьезные ошибки-оплошности, то нужно честно и определенно говорить об этом, двигая науку вперед. Как минимум, большой грех (весомая научная оплошность), если исправляешь данные оппонента на 20-50 процентов, но продолжаешь именовать его самым великим из математиков, причем не прошлого, а как бы прям сейчас и навеки.
Кстати, не только дедушка Крылов был большим знатоком эзопова (как минимум, двусмысленного) языка. Совсем в другом духе, но и Коперник – большей специалист по тиражированию двусмысленности. Вот, например, отметим следующее. Была как бы мода фиксировать лунные мета-затмения (как минимум, почти затмения) не по одиночке, а тройками. Самую важную тройку мета-затмений от Коперника назовем группой КА. Первое мета-затмение в этой группе обозначим как КА1.
С одной стороны, Коперник (вернее коллектив, использовавший имя-бренд Коперника), помня о том, что историки очень влиятельны и часто сердиты, относит мета-затмение КА1 к событиям-явлениям года 1511. Это сказано откровенно (изложено прямым текстом, т.е. в первом и простейшем смысле) почти перед надписью 244 О ВРАЩЕНИИ НЕБЕСНЫХ СФЕР. С другой стороны, тот же Коперник явно намекает астрономам, что солгал насчет года 1511. Открываем любой домашний планетарий, например, СТЕЛЛАРИУМ и узнаем, что по его данным (СТУМ-данным) подходящее мета-затмение года 1511 было ближе к точке 217 градусов дуги (грд) и 25 минут дуги (мд). Коперник же пишет, что рассматриваемое затмение было в точке 232 грд 25 мд, что на 15 грд больше. Если совсем честно, то Коперник писал о 22 градусах 25 минутах Весов, но добавить 210 грд, соответствующих началу Весов совсем несложно. Не прямым и простейшим языком, а как бы ближайшим к нему эзоповым шифром-дополнением, Коперник утверждает следующее: на самом деле рассматриваемое мета-затмение было (или только еще будет относительно официальных лет жизни бренда Коперник) в октябре-ноябре года 1682. Многие астрономы, вероятно, прекрасно поняли относительно тайный посыл Коперника, но не выдали его кровожадным историкам-царедворцам.
Разница дат составляет 171 год (1682 – 1511), т.е. 9 Метоновых циклов (по 19 лет в каждом). Трактат Коперника, если в окончательной редакции, публиковался, вероятнее всего, во времена дедушки Крылова. Этот трактат был настолько популярным, что его не могли обойти вниманием даже поэты, далекие от любви к математическим наукам, так сказать.