«Морской старт»
Пуск с воды
Единственный в мире частный космодром «Морской старт» состоит из переоборудованной нефтяной платформы «Одиссей» и сборочно-командного судна «Коммандер»
Особняком в ряду космодромов мира стоит проект «Морской старт» (Sea Launch). Во-первых, это единственный (пока) частный комплекс для запуска орбитальных космических аппаратов. Соучредителями международной компании Sea Launch являются американская Boeing Commercial Space Company (40%), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева (25%), британско-норвежская фирма Kvaerner Maritime A.S. (20%) и украинские аэрокосмические предприятия: ПО «Южмашзавод» и ГКБ «Южное» им. М.К. Янгеля (вместе 15%). Вторая особенность, как явствует из названия, это запуск ракет не с суши, а с воды. Правда, в этом «Морской старт» не является ни уникальным, ни даже первым. Еще в 1967 году итальянские специалисты запустили первый спутник со своего плавучего космодрома Сан-Марко (San Marco). Он представляет собой две платформы, установленные в Индийском океане (залив Формоза у побережья Кении). На одной из платформ, которая и дала название космодрому, смонтированы пусковая установка и монтажно-испытательный комплекс. На второй (она называется «Санта-Рита»)— размещаются пост управления запуском и комплекс слежения за полетом ракет-носителей. С космодрома Сан-Марко было запущено девять ракет-носителей типа «Скаут» со спутниками на борту. Но с 1988 года пуски не производились, а оборудование космодрома находится на консервации. Но вернемся к «Морскому старту». Первые проработки проекта начались в 1991 году, причем рассматривались и многотоннажные плавучие комплексы для запуска тяжелых ракет-носителей «Энергия» и «Энергия-М». Однако в конце концов решено было ограничиться сравнительно легкими носителями типа «Зенит». В 1995 году было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Морской старт». В октябре 1998 года стартовая платформа, переоборудованная на верфи в Выборге из морской нефтяной платформы, пришла в порт базирования — американский город Лонг-Бич (сборочно-командное судно пришло туда ранее). Первый пуск с макетом спутника массой 4,5 тонны состоялся 28 марта 1999 года из района экватора. К настоящему моменту комплекс «Морской старт» выполнил 21 запуск, включая первый демонстрационный и один аварийный (в 2000 году). Преимущество морских космодромов заключается в способности производить запуски с экватора. Это позволяет сравнительно небольшому носителю вывести тяжелые (до 3 тонн) спутники на геостационарную орбиту. Недостатки же связаны со сложными и трудоемкими погрузочно-разгрузочными операциями в порту, и особенно в открытом море, и с затратами времени на вывод стартовой платформы к экватору. По этой причине «Морской старт» заметно уступает наземным космодромам по интенсивности запусков.
Построена на базе морской самоходной полупогружаемой нефтебуровой платформы. Оборудование стартовой платформы обеспечивает хранение ракеты «Зенит-3SL» в ангаре во время перехода в район старта, подачу и установку ракеты на пусковой стол, заправку ее компонентами топлива и сжатыми газами, предстартовую подготовку и пуск.
В оснащении судов оборудованием для обеспечения пусков основное участие принимало Конструкторское бюро транспортного машиностроения (г.Москва, Россия).
Ракета космического назначения «Зенит-3SL»
Процесс заправки ракеты осуществляется по команде с СКС комплексом автоматизированных систем на стандартной платформе.
Ракетно-космический комплекс «Морской старт» обеспечивает выведение космических аппаратов:
массой до 2,0 т на геостационарную орбиту;
массой до 6,0 т на переходную к геостационарной орбиту;
массой 11 – 15 т на низкие околоземные орбиты с наклонением 0-90
Первый демонстрационный пуск ракеты «Зенит-3SL» со стартовой платформы «Одиссей» состоялся 27 марта 1999 года в 4ч 20 мин 59 сек по московскому времени. Точка старта – 00 широты, 1540 западной долготы. На переходную к геостационарной орбиту был выведен макет спутника (DemoSat) массой 4,5 т.
Стартовая платформа
«Одиссей» (Odissey)
Декабрь 1991 г.
- март 1992 г. НПО "Энергия" совместно с рядом предприятий России провело предварительные исследования по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования на базе крупнотоннажных средств отечественного морского флота для современных ракет-носителей "Зенит", "Энергия-М", "Энергия".
Март 1993 г.Специалисты НПО "Энергия" на встрече в компании "Boeing " представили проект создания ракетно-космического комплекса морского базирования (РКК МБ).
Ноябрь 1993 г.В г.Турку (Финляндия) будущие партнеры ("Boeing", НПО "Энергия", "Кvaerner") обсудили предложения по стартовой платформе и подписали рамочное соглашение о создании РКК МБ и необходимости учреждения международной компании.
Март 1994 г.В РКК "Энергия" разработаны технические предложения по ракетно-космическому комплексу морского базирования (РКК МБ) с участием традиционной российской кооперации. К работам привлечено НПО "Южное" (Украина).
Май 1995 гПрезидентами четырех компаний подписано Соглашение об образовании совместного предприятия "Морской старт" (от "Boeing", г.Сиэттл, США - Джеймс Ноблитт; от РКК "Энергия", г.Королев, Россия - Юрий Семенов; от "Кvaerner", г.Осло, Норвегия -Дитрих Шнитлер; от НПО "Южное", г.Днепропетровск, Украина - Юрий Алексеев). Последующие встречи партнеров стали определять стратегию развития программы "Морской старт".
В РКК "Энергия" совместно с предприятиями- соисполнителями разработан концептуальный проект по РКК "Морской старт".
Декабрь 1995 г.Президент РКК "Энергия" Ю.Семенов принял решение в целях повышения эффективности работ создать Дирекцию и Научно-технический центр 10 по программе "Морской старт". Создано оперативно-техническое управление работами кооперации РКК "Энергия".
Февраль 1996 г.В РКК "Энергия" разработаны предложения по структуре, ответственности и порядку согласования совместных (международных) документов.
Март 1996 г. На совещании представителей "Boeing Commercial Space Company", РКК "Энергия", "Кvaerner", ГКБ "Южное" и КБТМ в г.Осло, Норвегия по инициативе РКК "Энергия" принято решение о создании международной структуры рабочих групп для управления проектом на рабочем уровне. Определены руководители рабочих групп от РКК "Энергия".
Январь-декабрь 1996 г. Разработана комплексная проектная документация:
схема деления РКК "Морской Старт" (определение кооперации субподрядчиков);
технология проведения операций, структура и состав персонала;
комплексные документы (генеральная технология, программа предстартовой подготовки, программа комплексных испытаний).
Разработаны проектная и конструкторская документация по ракетному сегменту в обеспечение строительства судов:
документация на системы и оборудование ракетного сегмента;
интерфейсные документы и спецификации оборудования ракетного сегмента для верфей и проектных организаций.
Разработана документация по интеграции полезного груза с РКН.
Развернуты работы по строительству сборочно-командного судна (верфь "Кварнер-Гован", г. Глазго, Англия) и стартовой платформы (верфь "Кварнер-Розенберг", г. Ставангер, Норвегия).
Развернуты работы по изготовлению систем и оборудования ракетного сегмента (российские предприятия).
Разработаны исходные данные и требования по монтажу ракетного оборудования на судах.
Март 1997 г. Определена кооперация российских предприятий по обеспечению монтажа оборудования ракетного сегмента на судах:
ЦКБ МТ "Рубин"-разработка монтажной документации;
верфь "Кварнер-Выборг"-дооснащение стартовой платформы;
АО "Канонерский судоремонтный завод" - дооснащение сборочно-командного судна.
Март 1997 г.-март 1998 г. Осуществлены изготовление и поставки оборудования ракетного сегмента.
Март 1997 г. Проведен Совет Главных конструкторов в г. Королеве с рассмотрением проблемных вопросов, связанных с созданием РКК "Морской старт".
Март-апрель 1997 г. Получены гарантии Международного Банка Реконструкции и Развития на коммерческие риски при реализации программы "Морской старт". Завершено формирование схемы финансирования проекта.
30 мая 1997 г. Стартовая платформа пришла на верфь "Кварнер-Выборг" для оснащения системами и оборудованием ракетного сегмента и завершения работ по морскому оборудованию.
16-27 июня 1997 г. Первый обзор по сертификации проекта (г.Москва) с участием представителей заказчиков.
28 июля 1997 г. Подписано Постановление Правительства РФ "О предоставлении Российской Федерацией гарантий по международному проекту создания ракетно-космического комплекса морского базирования "Морской старт".
Сентябрь 1997 г. Проведен Совет Главных конструкторов в г.Днепропетровске по оценке состояния работ по выпуску комплексной документации в обеспечение создания РКК "Морской старт".
27 декабря 1997 г. Сборочно-командное судно пришло на "Канонерский судоремонтный завод".
Январь-июнь 1998 г. Оснащение сборочно-командного судна на "Канонерском судоремонтном заводе" системами и оборудованием ракетного сегмента и завершение работ по морскому оборудованию.
Апрель 1998 г. Компания "Sea Launch" провела на ПО "Южмашзавод" и РКК "Энергия" техническую приемку изготовленного первого летного комплекта ракеты-носителя "Зенит-2S" и разгонного блока ДМ-SL.
Май 1998 г. Работы в морском порту г.Санкт-Петербург на сборочно-командном судне: отработка погрузочно-разгрузочных операций с помощью макета ракеты-носителя "Зенит-2S", погрузка двух летных комплектов ракеты-носителя "Зенит-2S" и разгонного блока ДМ-SL.
Июнь 1998 г. Завершены основные работы на верфи "Кварнер-Выборг" по дооснащению стартовой платформы системами и оборудованием ракетного сегмента.
Задачи испытаний
В процессе комплексных испытаний предполагалось осуществить последовательную отработку всех операций по подготовке и проведению пуска РКН из района старта на экваторе в акватории Тихого океана. Особое внимание было обращено на следующие основные операции:
сборку и испытания РКН на сборочно-командном судне;
заправку сборочно-командного судна и стартовой платформы компонентами ракетного топлива;
перегрузку РКН со сборочно-командного судна на стартовую платформу;
установку РКН на стартовый стол, проведение испытаний и заправки РКН компонентами топлива;
слив компонентов топлива и приведение РКН в исходное состояние в случае несостоявшегося пуска.
Первоначальная концепция проведения комплексных испытаний предусматривала два этапа. Первый основной этап по отработке всех наиболее важных операций должен был проводиться в России в портах и акватории Балтийского моря (вблизи от российских предприятий - изготовителей). Второй чистовой этап планировалось провести в Базовом порту (США), а заключительные испытания предусматривались в штатном районе старта на экваторе. Но задержки в строительстве судов создали угрозу срыва сроков готовности комплекса, поэтому партнеры в целях сокращения продолжительности испытаний приняли решения совместить этапы и перенести основной объем испытаний в США и акваторию Тихого океана. Компания "Си Лонч" принимает решение вывести суда из верфей России до завершения пуско-наладочных работ и автономных испытаний по ряду систем ракетного сегмента.
Хронология испытаний
20 мая 1998 г. Начало комплексных испытаний в порту г. Санкт-Петербург, Россия.
20-25 мая 1998 г. Отработка операций погрузки разгонного блока и блоков РН на СКС в порту г. Санкт-Петербург.
26 мая - 8 июня 1998 г. Работы по программе комплексных испытаний на Канонерском судоремонтном заводе:
примерки разгонного блока и технологического оборудования в отсеке 103;
примерки блоков РН и технологического оборудования в отсеке 101;
подготовка и стыковка блоков 1-ой и 2-ой ступеней РН;
перекладка собранной РН на место хранения по левому борту СКС в отсеке 101.
8 - 12 июня 1998 г. Работы в порту г. Санкт-Петербург:
погрузка на СКС второго разгонного блока;
погрузка второго комплекта блоков РН на СКС;
закрепление блоков РН и РБ по "походному".
Июнь-август 1998 г. Разработка интегрированного графика, совмещающего завершение пуско-наладочных работ и автономных испытаний по ряду систем ракетного сегмента с комплесными испытаниями.
12 июня - 13 июля 1998 г. Морской переход сборочно-командного судна из г. Санкт-Петербург в Базовый порт (г. Лонг-Бич, США):
контроль состояния блоков РН и РБ во время транспортировки;
подготовка к комплексным испытаниям автоматизированной системы управления полетом РБ.
22 июня -4 октября 1998 г. Морской переход стартовой платформы из г. Выборг в Базовый порт.
21 октября 1998 г. Начало работы персонала ракетного сегмента в Базовом порту.
5-14 ноября 1998 г. Совместные испытания морских систем сборочно-командного судна и стартовой платформы в акватории Тихого океана.
3 декабря 1998 г. Проведена стыковка разгонного блока ДМ-SL и ракеты-носителя "Зенит-2S".
28 декабря 1998 г. На борт сборочно-командного судна доставлен макет блока полезного груза (БПГ).
31 декабря 1998 г. Завершена сборка на борту сборочно-командного судна первой ракеты космического назначения "Зенит-3SL".
23 января 1999 г. Впервые осуществлена перегрузка ракеты космического назначения "Зенит-3SL" со сборочно-командного судна на стартовую платформу в акватории Базового порта.
24 января 1999 г. Проведен Совет Главных конструкторов в РКК "Энергия" (г. Королев) по вопросу готовности ракетного сегмента к завершающему этапу комплексных испытаний.
26-31 января 1999 г. Испытания по программе "Сухой вывоз РКН"-отработка взаимодействия систем и оборудования стартовой платформы с РКН, контрольный набор стартовой готовности РКН.
31 января -17 февраля 1999 г. Проведение завершающего этапа комплексных испытаний РКК "Морской старт" в акватории Тихого океана в районе острова Сан-Клементе. Отработка всех операций предстартовой подготовки (включая заправку и слив компонентов топлива РКН).
17 февраля -4 марта 1999 г. Работы в Базовом порту после возвращения СКС и СП из акватории Тихого океана:
перегрузка РКН с СП на СКС;
отстыковка макета БПГ и РБ от РН;
дефектация и контрольные проверки РН и РБ;
отработка заправки РБ высококипящими компонентами топлива.
Результаты комплексных испытаний
В процессе проведения комплексных испытаний РКК "Морской старт" в г. Санкт-Петербурге, в Базовом порту и в акватории Тихого океана была успешно выполнена отработка всех операций по подготовке и проведению пуска РКН.
22-24 февраля 1999 г. состоялась защита (сертификация) проекта "Морской старт" с участием заказчиков и подтверждена готовность к проведению первого демонстрационного пуска.
Материялы с
http://www.energia.ru/ http://www.mcc.rsa.ru/
''Любые истины легко понять, когда они открыты. Сложность - в том, чтобы открыть их''
Галилео Галилей