Афанасьев » 12 дек 2013 14:29
Добавлю небольшой экспромт-фантазию на тему взаимоотношений физики и философии.
Для большинства физиков философия – это не наука, а пустая болтовня. Я думаю, что это справедливо только отчасти. Какая польза от философии в изучении Вселенной?
Начнем с Платона: он дает подсказку своими вечными идеями в решении вопроса о существовании сценария развития Вселенной – этот сценарий обязательно должен существовать (только в материальной форме), иначе Вселенная была бы хаосом. Физические законы и константы – это тоже своего рода идеи (эйдосы), постоянство которых не является доказанным и природа которых остается непонятной.
Аристотель даже на ложном основании сделал верный вывод о конечности Вселенной. Ньютон понимал, что конечный объем материи под действием тяготения будет сжиматься, а так как он не нашел в природе сил отталкивания, то решил, что Вселенная бесконечна.
Гегель на основе открытых им законов диалектики пришел к выводу, что в природе кроме сил притяжения должны быть силы отталкивания. Эйнштейн, чтобы получить стационарное решение своих уравнений, специально ввел лямбда-член, физическим смыслом которого как раз являются силы отталкивания. Когда Хаббл открыл закон расширения Вселенной, еще можно было считать, что это расширение происходит по инерции, но после открытия ускоренного расширения стало однозначно ясно, что в природе есть силы отталкивания. Гегель оказался прав!
Ну и как не вспомнить Канта? Кант обосновывал свой тезис о том, что мир есть лишь идея разума, опираясь на Hьютона и его же отвергая: 1) мир либо имеет начало во времени и ограничен в пространстве, либо он бесконечен и во времени, и в пространстве; 2) логически ложно, что мир бесконечен; гносеологически ложно, что мир конечен; 3) следовательно, нельзя выдвинуть никакого истинного суждения о мире; поэтому мир - это только идея. Hо такая диалектика имела бы место только в том случае, если в основу данного рассуждения ложится априорная (полученная независимо от опыта) философия пространства-времени Hьютона. Если же за основу взять релятивистскую космологию, то не получается дизъюнкция (А или В), фигурирующая в первой посылке кантовского умозаключения (остается только А).
С другой стороны, пример релятивистской космологии показывает, что и сегодня мы должны рассматривать мир как некоторую идею. Hо не потому, что все космологические модели необходимо ложны, а потому, что всякая такая модель - это только априорная конструкция, содержание которой не может иметь достаточного эмпирического обоснования.