Думаю, что настало время ознакомить общественность с итогами моей деятельности на ниве телескопостроения (хочется даже уточнить - тяжёлого телескопостроения) за текущий год (и пару предыдущих - тоже). Но сначала, по литературным традициям, опишу предысторию этого нетривиального проекта.
Итак, давным-давно, в далёкой-далёкой галактике... Короче, время прихода ко мне идеи постройки такой монтировки теряется где-то в глубине веков Точнее - где-то на стыке 20-го и 21-го веков. Во всяком случае, на форуме Старлаба я данный рисунок (правда, без подписей) опубликовал ещёв декабре 2000 г., а на моей домашней странице он присутствует (ещё по старому адресу) уже в первой доступной в интернет-архиве версии - от 15 апреля 2001 г. Заметьте - ещё при старой, деревянной обсерватории с отодвигающейся крышей (купол я начал строить летом 2002 года). Как водится, на форуме его раскритиковали, но вопрос о приоритете так и не прояснился! В том смысле, что, похоже, упоминаний в литературе (не говоря уже о железе) о такой разновидности английской монтировки не встречал не только я, но и они. Поэтому я условно назвал её полусимметричной (типа, имени меня, но только в скобках и шёпотом ). Повторяю, ни в коей мере не настаиваю, что именно я первым в истории человечества додумался до такой монтировки, но что додумался сам - это факт!
По сути проекта. Различных монтировок для телескопов придумано великое множество, и не стану утверждать, что мой вариант в целом чем-то лучше других. Как видно из схемы, это нечто среднее между английской симметричной и несимметричной монтировками, или же - симметричная монтировка с рамой, но с вынесенной за пределы трубы осью склонений (что вынуждает добавить противовес, но делает доступной околополярную область без применения подковы, которую мне просто не из чего изготовить). Но в целом она показалась мне наиболее перспективной конкретно для моих условий! Прежде всего - из-за необходимости навесить большую и тяжёлую трубу нынешнего 300/1800 Ньютона. Кроме того, не мешало бы добавить и трубу второго телескопа (в качестве гида или, наоборот, астрографа), путь и более компактную и лёгкую. Но главное - монтировку планируется изготовлять на месте, и в основном - из имеющихся материалов (металлопрокат, кое-какие оси с подшипниками, некоторые запчасти к автомобильной и прочей технике). Другими словами - без доступа ко всевозможным станкам и без применения сварки. Зато есть болгарка, дрель и наждак - могу пилить любые железки и сверлить в них любое количество любых отверстий (и нарезать резьбу до 10 мм). А нежелание что-то покупать - это не то чтобы от жадности, а скорее - от лени, но где-то - и из спортивного интереса (по максимуму использовать собственные ресурсы и силы). Короче, поскольку наибольшая из имеющихся у меня в наличии осей (в комплекте с двумя подшипниками в корпусах) - это 40-мм, то для немецкой монтировки она явно тонковата, тем более - если вешать ещё и вторую трубу. Предлагаемая же "полусимметричная" монтировка уникальна тем, что у неё ось склонений цельная и закреплена по краям, а нагружена в середине, и потому имеющиеся 40 мм сюда подойдут! Вторая особенность новинки - в возможности разместить вторую трубу по другую сторону от оси склонений (вместо части противовеса), но при этом - не на самой оси склонений, а на произвольной конструкции, которую не составит труда сделать достаточно жёсткой! Правда, тогда этой трубе будет недоступна околополярная область (её частично загородит верхняя часть рамы), но такой недостаток я как-нибудь переживу!
С теорией - всё, переходим к практике.