Христос и комета ГаллеяВ настоящее время полагают, что канонические евангельские тексты от Матфея и от Луки сформировались в результате коллективного творчества в 70-- 90-е гг. н. э. Конечно, авторы этих текстов творили миф, а не историю. Поэтому дошедшие до них устные и, возможно, письменные "свидетельства" подвергались значительной переработке. Впрочем, и сами "свидетельства", по-видимому, не были беспристрастными отчетами очевидцев. Тем не менее близость времени возникновения текстов к описываемым в них событиям и целый ряд содержащихся в них деталей подразумевают их связь с определенным моментом истории…
Согласно древним китайским хроникам в августе -- октябре 12 г. до н. э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея. Согласно современным расчетам в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Регул -- "маленький царь", находясь приблизительно в 50 градусах от Солнца по эклиптике в так называемой зоне Эверхарта, наиболее благоприятной для обнаружения комет. Именно тогда ее могли обнаружить "волхвы", или, пользуясь современным языком, астрономы-наблюдатели в предрассветные часы на восточной стороне неба. Созвездие Льва связывали с именем Иуды и его "колена". Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового "царя иудейского"…
Астрономы из соседней с Иудейским царством Набатеи, или Аравии, заметили на рассвете комету в созвездии Льва и пришли в ближайший к ним крупный иудейский город, чтобы сообщить в синедрион о виденном подобно тому, как сообщали в синедрион о неомении -- моменте первого появления серпа новой Луны, означавшего начало нового месяца. Город, в который пришли астрономы, была столица Галилеи -- город Сефорис. В Сефорисе с 55 г. до н. э. находился один из пяти синедрионов Иудейского царства. Созван синедрион был, конечно, не по случаю прихода волхвов, как написано у Матфея (М. 2 : 4), а в связи с приездом в Сефорис Ирода, а также в связи с другим мероприятием, которое потом в тексте от Лук1: (Л. 2:1) было названо "переписью". Может быть, в действительности это была процедура присяги на верность Ироду и императору Августу, которую в хронологической таблице относят к 12-6 гг. до н. э..
Узнав о сообщении астрономов, Ирод заинтересовался и встретился с ними в своем дворце. К тому времени Ирод уже знал ответ синедриона, что, согласно предсказаниям, "мессия" должен родиться в Вифлееме (разумеется Иудейском, а не Галилейском). Ирод, как мы полагаем, с иронией отнесся и к сообщению арабских астрономов, что спасло им жизнь, и к комментарию синедриона. Поэтому царь и послал астрономов одних отыскать младенца в Вифлееме (Галилейском!). Поскольку, вероятно, астрономы уже в тот же день наблюдали комету в зените над Вифлеемом…
Придя в небольшое селение Вифлеем, они опять каким-то образом увидели комету, которая в тот момент находилась в зените (нахождение кометы в зените подтверждается расчетами), т. е. как раз "над местом, где был младенец"(М. 2 : 9). Поскольку волхвы, вероятно все время шли на запад ( Сефорис -- Вифлеем), то понятно и замечание, что "звезда" как будто "шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец" (М. 2 : 9). Волхвы нашли, по-видимому, единственную в Вифлееме семью с новорожденным и поднесли символические дары от их родной страны Аравии. Все бы и ограничилось подобной случайной историей, но... в свою страну волхвы возвращались "иным путем" (М. 2 : 12), как мы думаем: через область Трахон, присоединенную к иудейскому царству в 23 г. до н. э..
Трахониты враждебно относились к Иудее, так что слух о рождении якобы нового царя мог легко трансформироваться в слух о желаемом событии: смерти Ирода . Трахониты восстали. Восстание было подавлено в отсутствие Ирода. Около сорока организаторов восстания бежало в соседнюю Набатею, или Аравию, которая служила естественным убежищем для всех противников иудейского царства, и где фактический правитель страны Силлей взял бежавших под свое покровительство.
"Когда Ирод, вернувшись из Рима на следующий год, узнал, что маги его обманули, то сердце его наполнилось яростью..." Эта удивительная фраза содержится в одном из текстов апокрифического евангелия псевдо-Матфея…
Итак, вернувшись из длительного путешествия, Ирод обратился в храме к народу и представил ему своих будущих наследников. Дополнительной причиной для этого, возможно, были слухи, стимулированные волхвами. Набатейцы тем временем отказывались выдать Ироду бежавших трахонитов. Тогда в ходе карательной экспедиции были истреблены все родственники бежавших мужчин-трахонитов, в их числе, очевидно, и младенцы. Именно в этой карательной экспедиции мы усматриваем "историческое зерно" легенды об "избиении младенцев" (М. 2 : 16). Можно допустить, что дети в возрасте до двух лет были убиты, а более взрослых продали в рабство. Представляет интерес отыскание дальнейших подробностей об этой операции с целью проверки нашего предположения. Спасаясь от мести Ирода, многие трахониты бежали в соседнюю Аравию, где их число уже достигло тысячи. Можно допустить, что среди бежавших была и семья Иосифа (М. 2 :14), которую "поклонение волхвов" связало с последующим восстанием.
Поскольку набеги трахонитов усилились, Ирод предпринял поход в Набатею, где взял крепость Рента, пленил многих трахонитов, а затем имел небольшое сражение с арабскими силами. Правитель Набатеи Силлей в это время находился в Риме и представил Августу этот инцидент как опустошительный набег, рассказав, как мы полагаем, и о резне в Трахоне. Император Август очень разгневался. По-видимому, именно об этом моменте написано у Макробия, латинского писателя первой половины пятого века в сборнике "Сатурналии": "Когда он (т. е. Август -- А. Р.) услышал, что среди детей, не достигших двух лет, которых Ирод -- царь иудейский приказал убить в Сирии, находился также и сын царя, то сказал: "Уж лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном"". Наша интерпретация подразумевает. что приведенный фрагмент из Макробия, который не был христианином, основан на источнике, отличном от Матфея. Это же следует и из сравнения текстов.
КОМЕТА ГАЛЛЕЯ: ДЕМИСТИФИКАЦИЯ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЛЕГЕНДЫ?
А. И. Резников
(Историко-астрономическис исследования, вып. XVIII, М.,Наука, 1986)
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/christh1.htm