"Виновных" двое: 1) тогдашний зав.кафедрой астрономии КГУ, профессор Дюков И.А., 2) девочка-малышка из соседнего дома, которая тогда только что начала разговаривать. Поясню по п.п.
1) На физмате на каждом курсе было примерно по 150 студентов, среди них астрономов - 3-5 человек. Учился я на отделении математики. Подружился с сокурсником-астрономом (кроме него, на астрономии на нашем курсе были две девушки). Ходил с ним на АО по вечерам, смотрел на небо через телескоп.
А задолго до того, сдавая во время первой в жизни зач.-экзам. сессии экзамен по общей астрономии Ивану Александровичу, без всяких чертежей и формул, "в уме" и "на пальцах" решил задачу из раздела "сферическая астрономия", что ему очень понравилось (устал, видимо, смотреть на формулы и рисунки небесной сферы тех, кому на экзамене доставалась та задача).
После этого, где бы мы ни встречались, профессор агитировал меня перейти на астрономию. После перехода моего друга (про семейным обстоятельствам) в другой вуз он усилил агитацию. Я долго не соглашался. Но...
2) во время летних каникул как-то вечером, выйдя на крыльцо,услышал, как плачет соседская малышка:
- Маама...мааама...
- Скоро приедет наша мама, - успокаивает её старшая сестра, - ты не плачь, Дина. Гляди-ка, какая луна красивая!
- Не нужна мне луна, мне мама нужна!
Вот тут-то мне стало стыдно перед профессором. Раз он так старательно тянет меня в астрономию, значит, и Луна ведь кому-то нужна. А ты, сказал я себе, хуже этой малышки, отказываешься от интересного предложения только из-за лени, боишься дополнительных нагрузок по досдаче спецпредметов на астрономии.
При первой же встрече после каникул, в коридоре главного здания, когда профессор, взяв локоть левой моей руки в ладонь своей правой, собрался было начать новую серию агитационных бесед, я просто сказал:
- Всё, Иван Александрович, согласен, перехожу на астрономию.
И никогда не жалел об этом, так как нам, трём студентам астрономические курсы лекций читали два профессора и три доцента, доценты и ассистенты проводили лабораторные и практические занятия. Обратная связь в обучении просто потрясающая. Иногда чудилось, что наставник насквозь просматривает твой головной мозг, видит все его извилины. И трудно учиться в таких условиях, но зато и интересно.
Но примечательно и то, что уже на 5-курсе, во время преддипломной практики, мне было предложено заниматься поисками и разработкой какого-либо нового метода наблюдений Луны, не связанного с трудоемкими измерениями положений точек края видимого её диска. На что я с удовольствием согласился и "нарвался" на целый ряд новостей относительно Луны и вобще системы Земля-Луна. Но это уже совсем другие истории. Шакиров Ким Салимович