Проблема астероидно-кометной опасности (АКО) 1. В 2007 г. при Совете РАН по космосу создана «Экспертная рабочая группа по проблеме астероидно-кометной опасности». В нее вошли представители РАН, ведущих Вузов, Роскосмоса, МЧС, Росатома, других заинтересованных ведомств и организаций.
2. Задачи группы - выработка скоординированного подхода к решению проблемы и проведение экспертных оценок.
3. Основной формой скоординированного подхода выбрана разработка проекта Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП).
4. Основное содержание данного доклада - краткая общая характеристика проблемы, обоснование необходимости системного развития работ по проблеме астероидно-кометной опасности (АКО) в России и характеристика проекта ФЦНТП.
Проблема АКО - комплексная
Выделяют следующие основные составляющие проблемы АКО:
* Проблема обнаружения (выявления) всех опасных тел и определения их свойств;
* Проблема определения степени угрозы (оценка рисков);
* Проблема противодействия и уменьшения ущерба;
* Проблема кооперации.
Как хранится и обрабатывается и информация об опасных объектахВ мире:
Главный мировой центр сбора информации - Центр Малых Планет (финансируется НАСА, под эгидой МАС). Проводит прогнозирование движения потенциально опасных объектов, поиск их тесных сближений с Землей.
Получение оценок вероятности столкновений осуществляется в настоящее время регулярно в Лаборатории реактивного движения США и в Пизанском университете (Италия, финансируется ЕКА).
В России:
Ведутся отдельные работы в ряде исследовательских учреждений. Для системной организации работ по решению проблемы АКО на внутрироссийских масштабах, необходимо создание единого центра сбора и обработки информации.
О важной роли космических миссийАппараты обнаружения
Планируются к запуску небольшие телескопы, например:
1. The Near Earth Object Surveillance Satellite, Канада, запуск 2011
2. Asteroid Finder, Германия, запуск 2012 Проектируются - большие (до 1 м) в США.
Аппараты исследования:
уже реализован и реализуется ряд проектов- NEAR, Deep Space 1, Deep Impact, Hayabusa, Dawn, Stardust, Rosetta
Проектируется Marco Polo и др.
Аппараты противодействия :отрабатываются концепции
У России есть серьезные перспективы участия во всех этих направлениях как на национальном, так и на международном уровне.
Об оценке рисковОсновные задачи:
* Расчет вероятности столкновения с угрожающим телом;
* Оценка последствий;
* Выработка критериев для принятия решений;
Надежная оценка степени риска конкретного события (столкновения) - главный результат, который обязана дать фундаментальная наука, занимающаяся проблемой АКО.
Возможности средств противодействия угрожающим объектамВыбор методов и средств зависит от времени упреждения и от параметров (прежде всего размера) объекта.
Отклонение - предпочтительнее, но требует обнаружить опасное тело задолго до возможного столкновения. Средства - мягкие (тягач, парус и т.д.) и жесткие (взрывы, кинетическое) воздействия.
Уничтожение - реализуемо (для небольших тел), но последствия плохо предсказуемы. Единственно возможный выход при малых временах упреждения. Средства -жесткие воздействия (взрывы и рассекатели).
США
Согласно Закону 2008 г. об уполномочивании НАСА: агентство должно обеспечить подготовку космической миссии с целью изучения астероида Apophis, и космической миссии среднего класса с целью выявления сближающихся с Землей объектов размером более 140 метров;
администратору НАСА поручается разработать политику для уведомления соответствующих учреждений в чрезвычайных ситуациях, обусловленных угрозой столкновения и рекомендовать Федеральное агентство или агентства, которые будут отвечать за защиту Соединенных Штатов от околоземных объектов;
директор НАСА должен поддерживать деятельность радаров Голдстоун и Аресибо;
НАСА должно пытаться развивать сотрудничество с другими странами со значительными ресурсами для проведения совместных программ обнаружения и каталогизации.....
Европа
В 2009 году начата долгосрочная программа «Контроль ситуации в космосе» («Space Situational Awareness» - SSA). Европейская система SSA включает три направления:
1.Контроль космического пространства (включая ИСЗ, другие КА и космический мусор);
2.Космическая погода;
3.Объекты, сближающиеся с Землей.
Первый (подготовительный) этап рассчитан на период 2009 - 2011. На него выделено 47 миллионов евро. Фаза 2 проекта (2012 - 2019 гг.) создание Европейской системы SSA. Затраты - многие сотни миллионов евро.
Россия
Многоплановость проблемы АКО требует для своего решения участия ряда министерств и ведомств.
Для организации полноценной службы обнаружения и каталогизации опасных объектов, тем более с привлечением средств космического базирования, у этих учреждений средств недостаточно. В сферу ответственности исследовательских учреждений фундаментального профиля не могут входить создание ряда дорогостоящих технологий предотвращения и/или уменьшения ущерба.
Координация со стороны государства - необходимое условие в реалиях России.
Организационные аспектыПредлагаемой формой подхода к решению проблемы АКО на национальном уровне является разработка и выполнение Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП).
Проект такой ФЦНТП в целом разработан. Работа выполнена в период 2005-2010 гг в рамках НиР по фундаментальным космическим исследованиям («Эгида», «аКо» и «АПОФИС») по поручению Совета РАН по Космосу и по договорам с ЦНИИМаш Роскосмоса.
Выполнен большой объем работы. Привлечены ведущие научные центры страны (ИКИ РАН, ИНАСАН, ИПА РАН, ГАИШ МГУ, ГАО РАН, ИДГ РАН, предприятия космической индустрии (прежде всего НПО им. С.А.Лавочкина), ГРЦ им. Макеева, РФЯЦ (Снежинск) и др.
Технико-экономическое обоснование прошло экспертизу в организации «Агат».
К проекту решения1. Одобрить в целом работу, проделанную кооперацией между учреждениями РАН, ВУЗами, промышленными организациями, а также представителями ряда ведомств при координирующей роли «Экспертной рабочей группы по проблеме астероидно-кометной опасности» при Совете РАН по космосу.
2. Считать необходимым развитие работ по созданию национальной системы астероидно-кометной безопасности. Для этого:
3. Принять предложенный проект ФЦНТП "Система астероидно-кометной безопасности России" за основу.
4. Привести заявку на ФЦНТП по астероидно-кометной опасности в соответствие с нормативной документацией (отв. ЦНИИМаш и ИНАСАН при методическом содействии управлений Роскосмоса)
5. Направить доработанный проект ФЦНТП в Роскосмос и Совет РАН по космосу на утверждение в ноябре 2010 г.
6. Роскосмосу совместно с РАН представить проект ФЦНТП на рассмотрение Правительству РФ.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС)http://www.federalspace.ru/main.php/video/main.php?id=221