Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгляд

Вопросы, суждения, комментарии по истории астрономии.

Модераторы: Ulmo, Булдаков Сергей

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Валера » 17 окт 2018 12:45

}Дарвин_274.jpg

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Происхождение человека от обезьяны

«Человек произошёл от обезьяны» — популярный тезис, который обычно ассоциируют с дарвинистами.
Обычно идею приписывают Чарльзу Дарвину, однако она высказывалась и до него[1].

"Так как человек, с генеалогической точки зрения, принадлежит к узконосым обезьянам Старого Света, то мы должны заключить, сколько бы ни протестовала наша гордость против подобного вывода, что наши древние родоначальники должны быть отнесены к этому семейству. Мы не должны, однако, впасть в другую ошибку, предполагая, что древний родоначальник всего обезьяньего рода, не исключая и человека, был тождественен или даже близко сходен с какой-либо из ныне существующих обезьян." Ч. С. Дарвин [2]

Под многозначным (как во временном, так и характеристическом плане) термином человек разными представителями могут подразумеваться разные сущности. Для одних это предки человека[3], для других — первый человек, для третьих — материальная, телесная оболочка для духа и т. д.

Аналогичная ситуация с многозначным термином обезьяна — может пониматься как вид, и как предок вида.

В эволюционном контексте термин «человек» относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Homo.

История
О естественном развитии человека и животных говорили Анаксимандр (VI в. до н. э.) и Эмпедокл (VI в. до н. э.)[4]. Римский врач и анатом Клавдий Гален на результатах вскрытия трупов животных, в том числе обезьян, установил большое сходство в строении тела между человеком и обезьянами, отметив черты сходства и различия с другими животными[5][6][7]. В «Анатомических процедурах» он писал: «...Из всех живых существ, больше всего похожа на человека обезьяна по внутренностям, мышцам, артериям, нервам, так же, как и по форме, костей. В силу этого она ходит на двух ногах и употребляет передние конечности как руки».

В XVII веке Джулио Ванини с возможной осторожностью отрицал бессмертие души, творение мира из ничего и писал о сходстве человека и обезьяны[8]. За свои взгляды был казнён в Тулузе в 1619 году.

Карл Линней помещает человека в своей классификации животного мира и отводит ему особый род людей (Homo) с видом «человек разумный» (Homo sapiens) рядом с человекообразными обезьянами. Однако он в своих представлениях о живой природе исходил из идеи неизменности видов и считал человека венцом божественного творения.

В 1775 году Каверзнев А.А. анонимно опубликовал диссертацию «О перерождении животных», где утверждает, что единственным источником изменчивости животных является прямое влияние на них условий внешней среды, организмы всегда связаны с особенностями земной поверхности. Он помещает человека и обезьян в одну группу, утверждая между ним и животными сходство и родство: «... не только кошка, лев, тигр, но и человек, обезьяна и все другие животные составляют одну единую семью»[9].

В конце XVIII века мысль, что люди — потомки обезьян, развивалась Джеймсом Бёрнеттом[10][11][12][1], работавшим над теорией эволюции языка. Жорж-Луи де Бюффон сначала склонялся к этой идее, но позже отвергал в дебатах с Бёрнеттом[1]. Согласно другим источникам, он высказал её в своей «Естественной истории», что вызвало резкую реакцию негодования и книга была публично сожжена палачом[13][14]. Бюффон отстаивал идею об изменяемости видов под влиянием условий среды, показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, что позволило поставить на новый, более высокий уровень вопрос о границах между человеком и высшими приматами. По мнению Бюффона, организмы, имеющие общих предков, претерпевают длительные изменения под действием окружающей среды и становятся все менее похожими друг на друга.

Начало эволюционному периоду развития биологии было положено в трудах Ж. Б. Ламарка, предложившего первую эволюционную теорию. Она была изложена в его книге «Философия зоологии», вышедшей в 1809 году Ламарк первым заговорил об изменении организмов под влиянием окружающей среды и передаче приобретенных признаков потомкам. Им описаны изменения скелета и мускулатуры вследствие перехода к прямохождению, черепа и жевательного аппарата – из-за потери необходимости использовать его для целей охоты. Ламарк высказал предположение о возможном происхождении человека от шимпанзе, но не счел возможным развить его дальше. Он предпочёл ограничиться замечанием, что человек происходит не только от животных: «Вот к каким выводам можно было бы прийти, если бы человек отличался от животных только принципами своей организации и если бы его происхождение не было другим».[15].

Дарвин пытался обосновать положение о том, что между человеком и современными обезьянами существовало некое связующее звено — общий предок, от которого они ведут своё происхождение[13]. Чарльз Дарвин утверждал, что люди и обезьяны имеют общего предка, а конкретно в книге «Происхождение человека и половой отбор», в 6-й главе он написал: «Обезьяны затем разветвились на два больших ствола, обезьян Нового и Старого света, а от последнего, в отдаленном промежутке времени, вышел Человек, чудо и слава Вселенной».

Также Ч. Дарвин разработал биологическую теорию происхождения человека. Дарвин (книги «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» (1871—1872)) заключает, что человек — неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира, распространяет на человека основные положения эволюционной теории, доказывает происхождение человека «от нижестоящей животной формы».

На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека и человекообразных обезьян, Дарвин обосновал идею их родства, а следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка. Так родилась симиальная (обезьянья) теория антропогенеза. Работа Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» вышла спустя 12 лет после «Происхождения видов». По мнению историка Б.Ф. Поршнева, известное выражение «человек произошел от обезьяны» принадлежит в первую очередь не Дарвину, а его последователям Т. Гексли, К. Фохту и Э. Геккелю: «...он явился выводом, сделанным другими из его теории видообразования. А именно, его сделали и обосновали Фохт, Гексли, Геккель, причем все трое без малого одновременно три-четыре года спустя после выхода книги Дарвина».

Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ — как общих предков человека и человекообразных обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком.

1. E. L. Cloyd, James Burnett, Lord Monboddo (Oxford: Clarendon Press, 1972).
2. цит. по К. Ю. Еськов, лекция в Палеонтологическом музее имени Ю. А. Орлова, 29 мая 2016 г 2:09 - 2:42
3. Человек произошел от обезьяны благодаря способности бегать и большой заднице //NEWSru.com, 18 ноября 2004
4. Лев Кривицкий. Эволюционизм. Том первый: История природы и общая теория эволюции. — Litres, 2017-12-23. — 3679 с. — ISBN 9785457203426.
5. Историко-биологические исследования (Выпуск 6). — Alexander Doweld. — 200 с.
6. С. П. Капица. Жизнь Науки. — Рипол Классик. — 599 с. — ISBN 9785458330565.
7. Говард Хаггард. От знахаря до врача. История науки врачевания. — Litres, 2017-09-05. — 502 с. — ISBN 5457184749.
8. Лев Кривицкий. Эволюционизм. Том первый: История природы и общая теория эволюции. — Litres, 2017-12-23. — 3679 с. — ISBN 9785457203426.
9. Райков Б.Е. Предшественники Дарвина в России. — Гос. учебно-педагог. изд-во, Ленинградское отд-ние, 1956. — 226 с.
10. Gray, W. Forbes, A Forerunner of Darwin, Fortnightly Review n.s. CXXV, pp. 112–122 (1929).
11. Lovejoy, Arthur O., Modern Philogy XXX, 1933, pp. 275–96.
12. Lovejoy, Arthur O., Monboddo and Rousseau, Essays in the History of Ideas. Baltimore, 1948, p. 61.
13. От кого произошел человек? Смотря какой… — «АиФ Я хочу всё узнать!», № 07 (31) от 06.04.2004
14. Ордуни. О примате права в отряде приматов. Научно-популярные статьи. — Litres, 2017-12-07. — 77 с. — ISBN 9785040940059.
15. Ламарк Ж.Б. Философия зоологии. — Т. 1. – М., 1935. – С. 272–278.
Валера
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 10 мар 2011 16:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Типичный марсианин » 17 окт 2018 21:57

Ну, в общем, Вы сами вывели на чистую воду лживость высказывания о происхождении человека от обезьяны. Хотя куча бесполезной информации совсем не к чему. 8)
Вопрос: зачем пользоваться источниками со сфальсифицированными данными? Нам потом надо искать где еще вранье зарыто? Не лучше ли пользоваться достоверными источниками? :|
На Тау Ките условья не те.
S-W MAK102 EQ2+ Pentax k-x +крыша дома моего:)
Аватара пользователя
Типичный марсианин
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: 26 апр 2009 11:58
Откуда: Питер
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 34 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Валера » 19 окт 2018 12:38

"По мнению историка Б.Ф. Поршнева, известное выражение «человек произошел от обезьяны» принадлежит в первую очередь не Дарвину, а его последователям Т. Гексли, К. Фохту и Э. Геккелю: «...он явился выводом, сделанным другими из его теории видообразования. А именно, его сделали и обосновали Фохт, Гексли, Геккель, причем все трое без малого одновременно три-четыре года спустя после выхода книги Дарвина»."

Я и говорю - Фохт, Гексли и Геккель произошли от пилт-Даунов.
А надо было, оказывается, по Дарвину искать от кого произошли лемуры. :D
То есть нужна теория происхождения обезьян для дарвинистов:

}Общий предок.jpg

P.S.: жалко "потомков обезьян Нового Света" которых истребляли агрессивные "потомки обезьян Старого Света"...
Валера
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 10 мар 2011 16:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Типичный марсианин » 19 окт 2018 13:17

Валера писал(а):"По мнению историка Б.Ф. Поршнева, известное выражение «человек произошел от обезьяны» принадлежит в первую очередь не Дарвину, а его последователям Т. Гексли, К. Фохту и Э. Геккелю: «...он явился выводом, сделанным другими из его теории видообразования. А именно, его сделали и обосновали Фохт, Гексли, Геккель, причем все трое без малого одновременно три-четыре года спустя после выхода книги Дарвина»."

А я не соглашусь с Уважаемым Поршневым.
В специализированной литературе могли писать, все что угодно. В широкие массы выражение о происхождении человека от обезьяны ввели классики Марксизма-Ленинизма. Идеология, по их мнению работает при помощи лозунгов и лозунг: "труд сделал из обезьяны человека" висел на громадных плакатах во всех публичных местах. В научной подоплеке, в свете идеологии, разбираться никто не хотел. Биологи знали про этот казус всегда, но с изучением биологии в смутные времена, в нашей стране, были проблемы и существовали штампы и запреты.
Вырванные из контекста биологических трактатов фразы потеряли свой первоначальный смысл и превратились в лозунги. Книги по биологии написаны в первую очередь для специалистов и людей разбирающихся в теме, у них-то не могло возникнуть никаких кривотолков, а уж вырывать из контекста отдельные фразы-- это, по крайней мере, не корректно. 8)
Сейчас получил научное обоснование тот факт, что мы не наблюдаем при археологических раскопках значительного количества промежуточных видов, а находим только представителей неизменных (тупиковых) ветвей эволюции. В общем, со времен Дарвина, сама теория эволюции претерпела серьезные изменения и классификация деления живых существ на разные виды и классы сейчас пересматривается, до сих пор нет общепризнанной схемы.
Валера писал(а):То есть нужна теория происхождения обезьян для дарвинистов:

Я не знаю кому чего нужно, но Дарвин, как Вы могли убедиться, никогда не утверждал о происхождении человека от обезьяны, то что предка человека называют "обезьяной", это не значит, что это те обезьяны, которые живут сейчас, что Дарвин и подчеркивает. Ввиду отсутствия останков представителя такого предка, его условно называют "обезьяной", что в бытовом общении понимается буквально, а это в корне не верно. Сказать в курилке это ради хохмы можно, но в академическом классе-- грубая ошибка.
На Тау Ките условья не те.
S-W MAK102 EQ2+ Pentax k-x +крыша дома моего:)
Аватара пользователя
Типичный марсианин
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: 26 апр 2009 11:58
Откуда: Питер
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 34 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Валера » 19 окт 2018 13:25

Внешняя систематика

Среди приматов лемурообразные образуют вместе с лориобразными (Lorisiformes) подотряд более древних и примитивных мокроносых приматов. Их классификация как полуобезьяны сегодня считается устаревшей. Монофилия лемуров считается сегодня благодаря молекулярно-генетическим исследованиям практически доказанной, однако существует не столь много общих морфологических признаков, подтверждающих разделение обоих подотрядов. К таким признакам относятся строение области уха и кровоснабжение головы — внутренняя сонная артерия у лориеобразных в отличие от лемурообразных почти полностью редуцирована.

Положение лемуров в генеалогическом древе приматов отмечено в следующей кладограмме:
Приматы (Primates)
├──Сухоносые приматы (Haplorhini)
| ├──Обезьянообразные (Simiiformes)
| └──Долгопятообразные (Tarsiiformes)
└──Мокроносые приматы (Strepsirrhini)
├──Лориобразные (Lorisiformes)
└──Лемурообразные (Lemuriformes)

Внутренняя систематика
Возможная кладограмма современных лемурообразных выглядит следующим образом:
Лемурообразные (Lemuriformes)
├──Руконожковые (Daubentoniidae)
└──N.N.
├──Карликовые лемуры (Cheirogaleidae)
├──Лепилемуровые (Lepilemuridae)
└──N.N.
├──Лемуровые (Lemuridae)
└──Индриевые (Indriidae)

Количество известных или различаемых видов за последние годы резко повысилось. Ещё в 1999 году к лемурообразным относили 31 вид (Nowak, 1999), а в 2008 году их стало 97 (Mittermeier et al., 2008). Следующий список содержит систематику лемурообразных до уровня родов.

Большой мышиный лемур (Cheirogaleus major)
семейство руконожковые (Daubentoniidae)
семейство карликовые лемуры (Cheirogaleidae)
семейство лепилемуровые (Lepilemuridae)
семейство †мегаладапиды (Megaladapidae)
семейство лемуровые (Lemuridae)
семейство индриевые (Indriidae)
подсемейство (Indriinae)
авагисы (Avahi): 9 видов
сифаки (Propithecus): 9 видов
индри (Indri indri)
подсемейство †палеопропитековые (Palaeopropithecinae)
†мезопропитеки (Mesopropithecus): 3 вида
†бабакотия (Babakotia)
†палеопропитеки (Palaeopropithecus): 3 вида
†археоиндри (Archaeoindris)
подсемейство †Archaeolemurinae
†археолемуры (Archaeolemur): 2 вида
†гадропитеки (Hadropithecus)

Разделение живущих ныне лемурообразных на пять семейств морфологически и генетически хорошо обосновано, однако их эволюционная история ещё не до конца прояснена. Руконожковые, без сомнений, являются самой ранней отколовшейся ветвью и сестринской группой всех остальных лемурообразных. Трихотомия остальных четырёх семейств остаётся невыясненной, к тому же неясна позиция мегалапидов. Ранее предполагаемое родство с лепилемуровыми, основанное на схожести в строении зубов, исследованиями не подтвердилось.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ай-Ай:
}Руконожка_4.jpg
Валера
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 10 мар 2011 16:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Типичный марсианин » 19 окт 2018 15:15

Есть серьезное отличие от человека и со стороны обезьян: при поедании пищи они могут спокойно издавать разнообразные голосовые звуки.
А Вы так можете :?: :wink:
На Тау Ките условья не те.
S-W MAK102 EQ2+ Pentax k-x +крыша дома моего:)
Аватара пользователя
Типичный марсианин
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: 26 апр 2009 11:58
Откуда: Питер
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 34 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Валера » 16 ноя 2018 17:06

Два миллиарда лет назад Галактика Андромеды поглотила близнеца Млечного Пути

Астрономы обнаружили останки крупной галактики, которая не так давно оказалась разорванной на части и поглощенной Туманностью Андромеды.

}М_31_Андромеда.jpg

Некогда в составе Местной Группы, куда входит Млечный Путь и его окружение, было на одну галактику больше. Сегодня можно различить только ее следы – слабое, разреженное «гало» из звезд, окружающее Туманность Андромеды, и карликовую эллиптическую галактику М32 неподалеку от нее. Свидетельства ее существования обнаружили Ричард Д'Суза (Richard D'Souza) и Эрик Белл (Eric Bell) из Мичиганского университета, работу которых публикует журнал Nature Astronomy.

Авторы провели компьютерное моделирование движения звезд разреженного гало на дальней периферии Туманности Андромеды. Астрономы достаточно давно выяснили, что эти звезды – останки галактик, поглощенных крупной Андромедой, однако считалось, что происходят они из сотен мелких погибших галактик. Белл и Д'Суза показали, что «родина» большинства из них – одна и та же большая галактика, получившая код М32р. По расчетам ученых, еще 2 млрд лет назад она была третьей по размерам в Местной группе, после Андромеды и Млечного Пути.

Остатком ее оказалась сегодняшняя карликовая и плотная эллиптическая галактика М32, ставшая спутницей Туманности Андромеды. Ученые давно задавались тайной ее происхождения: М32 наполнена сравнительно молодыми звездами, тогда как, судя по структуре и величине, должна быть уже старой галактикой. Теперь она видится как центральная область не так давно (на Земле уже была жизнь) погибшей М32р.

Находка заставляет пересмотреть и взгляды на процессы слияния галактик. Считается, что «столкновение» с такой массивной соседкой должно было разрушить структуру центрального диска Туманности Андромеды. Однако этого не произошло, и астрономам придется объяснить, как она уцелела. Напомним, что еще через четыре миллиарда лет и нашу галактику ждет аналогичная судьба: Млечный Путь сблизится с Андромедой и сольется с ней.

naked-science.ru/article/sci/dva-milliarda-let-nazad-galaktika
nature.com/articles/s41550-018-0533-x
Валера
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 10 мар 2011 16:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Валера » 19 сен 2019 16:32

Из книги Э. А. Уоллиса Баджа "Египетская книга мёртвых":

}Легенда о Ра и Изиде_1.jpg

}Легенда о Ра и Изиде_2.jpg

Продолжение см. далее:
Валера
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 10 мар 2011 16:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Валера » 19 сен 2019 16:33

Начало см. выше.

}Легенда о Ра и Изиде_3.jpg

}Легенда о Ра и Изиде_4_кор.jpg
Валера
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 10 мар 2011 16:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Ulmo » 20 сен 2019 02:49

Валера писал(а):Из книги Э. А. Уоллиса Баджа "Египетская книга мёртвых":

Это к чему и зачем тут?
Аватара пользователя
Ulmo
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 окт 2007 22:12
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Валера » 24 сен 2019 20:52

Г.Е. Куртик

АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой фрагментов древнеегипетской жизни, для которых имело значение наблюдение небесных светил. Погребальный обряд и храмовые службы, архитектура и ремесленно-художественная традиция, административное управление и литература включали элементы астрономических знаний. Эта мозаичность древнеегипетской астрономии носила объективный характер, но для нас она усиливается еще в большей степени из-за фрагментарности, неполноты и сложности источников. По этой причине астрономические представления египтян зачастую нельзя реконструировать во всей полноте, и в ряде случаев нам приходится довольствоваться гипотезой, которая со временем будет уточнена или целиком отвергнута.

Знания о движениях небесных светил играли немаловажную роль в Древнем Египте, возможно, уже в додинастический период {1}, но определенно об этом ничего не известно. В дальнейшем в III — I тыс. до н. э. развитие древнеегипетской астрономии шло по следующим основным направлениям: а) создание календарей; б) разработка методов для измерения времени ночью; в) конструирование систем водяных и солнечных часов; г) выделение деканальных и других небесных созвездий; д) наблюдения планет как особой разновидности звезд; е) развитие космологических и астрологических представлений. Особое значение в истории древнеегипетской астрономии имели первые два направления, непосредственно связанные с практической жизнью египтян и их религиозными верованиями.

В настоящей работе рассмотрены все указанные направления, за исключением космологии и астрологии {2}. Хронологически изложение ограничивается династическим периодом, конечным пунктом которого считается завоевание Египта Александром Македонским в 332 г. до н. э. Астрономия более позднего периода затрагивается лишь в той мере, в какой она отражает древнеегипетскую традицию. Автор настоящей статьи не египтолог. При ее написании не использовались оригинальные древнеегипетские тексты, а только их переводы и соответствующая историко-астрономическая литература.

Источники и публикации

Наиболее ранние упоминания названий светил встречаются в «Текстах пирамид», датируемых XXV—XXIII в. до н. э., — религиозном памятнике, во многом еще до конца не понятом (Faulkner, 1969; Mercer, 1952). Сами пирамиды представляют также интерес с точки зрения истории астрономии. Их точная ориентировка .по странам света предполагает наличие особых методов ориентирования, основанных на наблюдениях небесных светил {3}. Следующий по времени важный источник — это звездные календари на внутренней стороне крышек ряда гробов {4} из Асьюта, датируемых I Переходным периодом.

Тексты астрономического содержания сохранились на многих памятниках эпохи Среднего и Нового царств и более позднего времени. Они встречаются на стенах и потолках гробниц и храмов, в кенотафах (ложных гробницах, в которых не производились захоронения), на водяных и солнечных часах и других инструментах. Известно несколько демотических папирусов греко-римского периода, содержание которых относится к истории древнеегипетской астрономии. Особенно важны в этой связи папирусы № 1 и № 9 из Карлсбергской коллекции Копенгагенского университета.

Астрономические тексты включают обычно названия деканов, символические обозначения деканальных божеств, названия планет и их божеств, имена созвездий, располагавшихся к северу и к югу от эклиптики, и их символические изображения, календари и связанную с ними религиозную символику, списки часов дня и ночи и изображения божеств-покровителей часов, с эллинистического времени — зодиак; на памятниках постоянно изображали также древнеегипетские космические божества и т. п. Конечно, ни один памятник не содержит все перечисленные элементы, а только часть из них.

По характеру и назначению эти тексты относятся скорее к разряду религиозной, магической литературы. Зафиксированные в них астрономические представления не всегда легко выделить из общего религиозного содержания текста. Существовала ли в Египте астрономическая литература другого типа, неизвестно. Во всяком случае, об этом нет свидетельств более ранних, чем эпоха эллинизма (Waerden, 1974, с. 37—39).

Важным дополнительным источником служат сочинения античных авторов, в которых приведены сведения об астрономии египтян Позднего периода. Однако египетская астрономия в них описывается с использованием терминов и понятий, свойственных античному ареалу. Во многих подобных описаниях, особенно в астрологической литературе, под именем «египтяне» фигурируют греческие астрономы, работавшие в Египте (Neugebauer, 1975, с. 561— 562).

По истории древнеегипетской астрономии существует обширная историко-научная литература. Известные к началу 60-х годов древнеегипетские тексты астрономического содержания, за исключением космологических, календарных и астрологических, включены в фундаментальное трехтомное издание О. Нейгебауэра и Р. Паркера (Neugebauer, Parker, 1960, 1964, 1969), в дальнейшем обозначаемое сокращенно как EAT с указанием тома и страницы. Первый том этого издания посвящен исследованию ранних деканальных календарей, второй том — исследованию звездных часов в гробницах Рамессидов (XII в. до н.э.) {5}, в третьем томе приведены описания астрономических памятников, анализ поздней истории деканов, сведения о планетах, северных и южных созвездиях и другие материалы. По истории древнеегипетского календаря особое значение имеет исследование Р. Паркера (Parker, 1950), обозначаемое сокращенно как САЕ, в котором решены многие проблемы, дискутировавшиеся в предшествующий период. По вопросам измерения времени, конструирования водяных и солнечных часов в Египте не потеряла значения работа Л. Борхардта (Borchardt, 1920), а также статьи Р. Слолея (Sloley, 1924; 1931). Отметим также несколько кратких очерков квалифицированных историков науки, в которых обобщены результаты последних исследований (см. Нейгебауэр, 1968, с. 92—105; Parker, 1971; 1974; 1978; Toomer, 1971; Waerden, 1974, с. 8—45) {6}.

В отечественной литературе история древнеегипетской астрономии освещается главным образом в работах по истории календаря и хронологии (Идельсон, 1975; Климишин, 1985 и др.), а также в общих исследованиях по истории культуры и науки Древнего Египта (Коростовцев, 1982; Стучевский, 1976 и др.). Имеется ряд оригинальных исследований, затрагивающих вопросы истории астрономии (см. Шолпо, 1939; Лурье, 1947; Веселовский, 1948; 1969).

Календари

Древнеегипетскую календарную традицию характеризуют три особенности. Во-первых, параллельное сосуществование нескольких календарных систем, применявшихся в разных областях жизни; во-вторых, соединение двух противоположных начал, нашедших выражение в разных системах, — стремления привязать календарь к сезонам солнечного года и полностью освободиться от какой-либо связи с сезонами; в-третьих, определение периодической структуры календаря не только по движениям небесных светил, но схематически, руководствуясь требованиями практического удобства и математической простоты.

Природные условия Египта характеризуются сменой трех сезонов, связанных с повторяющимися разливами Нила. После подъема воды в середине — второй половине лета, когда почти вся обрабатываемая поверхность земли в долине Нила затоплена водой, наступает время сева, выращивания и сбора урожая. Вслед за этим наступает период засухи, характеризуемый самым низким уровнем воды в Ниле. Засуха продолжается вплоть до начала очередного подъема воды. На древнеегипетском языке сезоны имели особые названия, первый сезон — ахет (половодье), второй — перет («выхождение» земли из-под воды), третий — шему (отсутствие, низкая вода). Три сезона повторяются регулярно из года в год, в среднем составляя каждый по 4 месяца. Однако продолжительность сезонов может колебаться из-за непостоянства времени и высоты подъема воды в Ниле. В обычный год при среднем подъеме воды самый низкий уровень у первого порога у Асуана наблюдается примерно в конце мая, а в дельте — две недели спустя. Подъем воды происходит сначала медленно, а потом быстрее и достигает наивысшей отметки у первого порога примерно 1 сентября, а в дельте — приблизительно через месяц. Самые высокие участки воды в дельте появляются из-под воды только в середине или в конце октября, после чего вода спадает, достигая постепенно наименьшего уровня (Winlock, 1940, с. 452).

Разлив Нила происходит ежегодно, но отличается нерегулярностью. По современным оценкам, интервал между двумя последовательными разливами (так называемый «нильский год») может колебаться в пределах 11—14 лунных месяцев на протяжении жизни одного поколения (Neugebauer, 1939). В период, когда Египет представлял разобщенную систему номов, очень слабо связанную между собой, эти колебания могли не иметь существенного значения. Однако после объединения Верхнего и Нижнего Египтов, происшедшего на рубеже IV—III тыс. до н. э., когда начала складываться единая система административного управления, упрочились и развились связи между областями, упорядочилась последовательность храмовых служб, возникла необходимость в создании более регулярной системы счета времени. Очевидно, что хозяйственная и административная жизнь в стране была связана с сезонными изменениями.

С древности египтянам были знакомы естественные промежутки счета времени, связанные с движением Солнца и Луны, — сутки и лунный месяц. Счет времени на протяжении суток велся раздельно для дня и ночи (позднее это нашло отражение во введении «ночных» и «дневных» часов), а их исходной точкой считалось утро. Эта черта отличает древнеегипетскую традицию от месопотамской и от ряда других, где счет времени на протяжении суток велся с вечера. Также рано стали известны особенности движения Луны и связанные с ними подразделения лунного месяца — фазы, дни невидимости и то, что месяц может содержать 29 или 30 дней.

Небесные светила (Солнце, Луна, планеты и звезды) соотносились в древнеегипетской религии с определенными божествами. Особой популярностью пользовались божества Солнца и Луны — Рэ и Гот. Существовали также божества-покровители отдельных дней, месяцев, частей суток и т. п., службы которым совершались в определенные промежутки времени. Трудно сказать, когда впервые возникла эта традиция, но, по-видимому, она уже существовала или находилась в стадии формирования в период, когда возникали первые календарные системы (EAT, III, с. 153—156, 194— 199, Ch. 3; Junker, 1910).

Ранний лунный календарь.

Первым древнеегипетским календарем был лунный календарь, употреблявшийся, по-видимому, уже в додинастический период. Наиболее ранние свидетельства о нем восходят к эпохе Древнего царства. Со времени IV династии (XXVIII—XXVI в. до н. э.) в мастабах (гробницах царей и сановников) появляются списки месячных праздничных жертв, построенные хронологически (САЕ, с. 34—36). Этот лунный календарь использовался на протяжении всей древнеегипетской истории как религиозный календарь, фиксирующий время проведения праздников.

Основной единицей счета времени служил лунный месяц, включавший 29 или 30 дней. Продолжительность каждого месяца определялась непосредственно наблюдением. За начало месяца принимали первый день невидимости Луны, когда старый месяц переставал наблюдаться на востоке перед восходом Солнца (Бикерман, 1975, с. 11, 36; САЕ, с. 9—23) {7}. Дни месяца были пронумерованы от 1 до 30 и носили особые названия, отражающие распорядок ритуальных действий, совершаемых на протяжении месяца, а также закономерности движения Луны. Так, день 2-й назывался «днем нового месяца», поскольку в этот день фиксировалось появление молодой Луны, день 7-й — «днем (окончания) части», или «днем первой четверти», день 15-й — «днем половины месяца», или «днем полной Луны», день 23-й — «днем (окончания) части», или «днем последней четверти», и т. д. Таким образом, лунные фазы делили месяц на четыре неравных промежутка, что нашло отражение в названиях дней месяца и особой религиозной символике (САЕ, с. 11—12).

Лунный год состоял из трех сезонов и включал 12 или 13 месяцев в среднем по 4 месяца в один сезон. Нумерация месяцев на протяжении каждого сезона велась отдельно. В датировках указывали сначала номер месяца и название сезона, затем номер дня. Так, запись III prt 24 означала: 24-й день третьего месяца сезона перет.

Названия месяцев в раннем лунном календаре происходят от названий религиозных праздников, отмечавшихся в эти месяцы чаще всего в дни определенных лунных фаз. Так, первый месяц года назван по празднику текхи, третий — по имени богини Хатор и так для всех месяцев без исключения. Со временем некоторые праздники утрачивали свою популярность и их сменяли другие, что приводило к изменениям названий. Названия месяцев отражают также связь лунного календаря с сезонами года, поскольку в них зафиксирован распорядок сельскохозяйственных работ. Например, название пятого месяца может переводиться как «рост эммера», а восьмого, посвященного богине урожая Эрнутет, — как «урожай, сбор урожая», а это означает, что месяцы лунного календаря были привязаны к сезонам, что возможно лишь при условии интеркаляций (САЕ, с. 43—46).

Дополнительный, тринадцатый месяц засвидетельствован уже в мастабах времени IV династии, а также в списках храмовых служб времен XII династии (XX—-XVIII в. до н. э.), включавших иногда 12 или 13 лунных праздников, и в ряде других более поздних текстов. Високосный год в древнеегипетских текстах именуется «большим годом». Дополнительный месяц вставляли каждые три года, реже — два, для того чтобы привести начало лунного года в определенное положение относительно сезонов (САE, с. 36).

Согласно гипотезе Р. Паркера, решение о вставке тринадцатого месяца принималось на основании наблюдений гелиакических восходов Сириуса, отождествлявшегося в Египте с богиней Сопдет (более известной в греческом варианте как Сотис), а также с Исидой. Гелиакический восход Сотис имел на древнеегипетском особое название веп-ренпет (wp rnpt), что означало «открыватель года», и отмечался как большой праздник, отсюда произошло название последнего двенадцатого месяца лунного года, называемого также веп-ренпет. Интеркаляций производились так, чтобы удержать празднование восхода Сотис всегда в одном и том же месяце лунного календаря. Это достигалось просто: если восход Сотис наблюдался в последние 11 дней двенадцатого месяца, назначался тринадцатый месяц, который посвящали богу Луны Тоту. Первый день лунного года совпадал с первым днем невидимости Луны, непосредственно идущим после восхода Сотис, если год был обычным, или с днем невидимости по окончании дополнительного месяца, если была опасность, что в будущем году дата восхода выйдет за пределы месяца веп-ренпет. Сохранившиеся в текстах упоминания одновременно Луны и Сириуса не противоречат такой схеме интеркаляций, хотя и не дают ее твердого подтверждения (САЕ, с. 31—33).

Таким образом, ранний лунный календарь, который использовался в Египте на протяжении всего династического периода, был, по-видимому, лунно-звездным календарем, в котором связь с сезонами достигалась благодаря наблюдениям гелиакических восходов Сириуса-Сотис {8}.

Наблюдения Сириуса и его связь с календарем.

Наблюдения Сириуса играли особую роль в истории древнеегипетского календаря. Наиболее ранние свидетельства о них восходят ко времени I династии (начало III тыс. до н. э.). Сохранилась табличка из слоновой кости, датируемая этим периодом, на которой помещены рядом символическое изображение Сотис-Исиды и знак первого в году сезона ахет, что, скорее всего, имеет календарный смысл (Petrie, 1901, V. II, Pl. V, 1; VIa, 2; САЕ, с. 34). В текстах более позднего времени восходы Сотис упоминаются неоднократно в двух основных значениях, как предвестники разливов Нила и как событие, связанное с началом года.

В настоящее время невозможно установить когда и при каких конкретно условиях в Египте впервые стали наблюдать Сотис. Но из «Текстов пирамид» известно, что в эпоху Древнего царства звездные наблюдения уже были распространены и занимали немаловажное место в общей системе религиозных представлений (Briggs, 1952; Faulkner, 1966). Наряду с другими звездами в «Текстах пирамид» упоминается также Сотис (§ 965). Нет ничего удивительного в том, что Сириус-Сотис привлек внимание египтян, поскольку это самая яркая звезда на ночном небе. Потребовалось не так уж много времени, чтобы установить, что Сотис периодически исчезает с ночного неба, что период ее невидимости составляет около 70 дней, повторяется из года в год и приходится на одно и то же время года. Для тех, кто вел наблюдения, было понятно, что столь знаменательное событие, как появление или исчезновение божества на небе, не может не иметь значения для жизни на Земле. Особое внимание привлекал первый восход Сотис после периода невидимости, когда звезда появляется на востоке перед восходом Солнца, поскольку этот момент оказался близок к другому важному событию, от которого зависела жизнь страны, — моменту начала наводнения. Гелиакический восход Сотис в течение многих лет сохраняет практически неизменное положение относительно четырех характеристических точек солнечного года, так что все колебания продолжительности «нильского года» становятся сразу видны, если избрать гелиакический восход в качестве точки отсчета. Сотис, как общеегипетское божество, вероятно, приобрела значение в тот период, когда была осознана связь времени гелиакического восхода Сириуса и разливов Нила.

Эпоха, когда это произошло, различными исследователями оценивается по-разному {9}. По оценке Г. Винлока, гелиакический восход Сириуса мог служить предвестником наводнения в период 3500—2800 г. до н. э., когда его дата приходилась в григорианском календаре на 17—23 июня, совпадая с днем летнего солнцестояния (Winlock, 1940, с. 456). Однако Р. Паркер относит это событие к более ранней эпохе — V—IV тыс. до н. э., беря за основу момент первого подъема воды у Асуана (САЕ, с. 32).

Надписи, в которых Сотис прославляется как предвестник наводнения, встречаются на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до эллинистического периода, когда восход наблюдался уже почти на месяц позднее солнцестояния. По-видимому, религиозная традиция, выразившаяся в употреблении освященного древностью эпитета — «Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов», когда он уже не имел смысла, была для египтян важнее, чем соответствие его содержания действительности.

Термин веп-ренпет, обозначавший гелиакический восход Сотис, во втором своем значении «открывателя года» употребляется также с эпохи Древнего царства. Не всегда ясно, однако, о каком годе идет речь. Предполагаемое совпадение восхода Сотис с началом года, а в ряде текстов даже с первым днем года приводит к сложностям в реконструкции древнеегипетского календаря. Для его объяснения приходится предполагать либо приближенный характер совпадения, что противоречит содержанию ряда текстов, либо допускать существование так называемого «года Сотис» величиной 3651/4d. в котором гелиакический восход имел бы фиксированное положение, что также источниками не подтверждается. «Год Сотис», как промежуток между двумя последовательными гелиакическими восходами, никогда не использовался в Египте в качестве хронологической единицы.

Все эти трудности снимает, на наш взгляд, объяснение, предложенное Р. Паркером, согласно которому термин веп-ренпет использовался первоначально только для обозначения гелиакического восхода Сотис, фиксировавшего начало лунного года, и в этой роли он действительно имел смысл «открывателя года». Непосредственно следующий за ним день первой невидимости Луны считался первым днем нового лунного года. Позднее, когда в Египте получил распространение блуждающий гражданский календарь, этот же термин стал использоваться для обозначения первого дня гражданского года; начертание термина не изменилось, а его смысл претерпел изменение. Гражданский год со временем вытеснил лунный календарь из повседневной жизни, так что веп-ренпет, как гелиакический восход, оставался в употреблении только в жреческих кругах, в то время как первый день гражданского календаря, обозначаемый теми же словами, приобрел значение общеегипетского праздника (САЕ, с. 33—34).

Схематический гражданский календарь.

Лунный календарь с непредсказуемой системой интеркаляций, как и «нильский год», произвольно меняющийся из-за колебаний разливов Нила, были неудобны для административной и деловой жизни. Время в днях до какого-либо будущего события в этих календарях, как правило, не могло быть указано заранее. Такие важные события, как даты платежей по результатам торговой сделки или, скажем, даты поступлений от сбора налогов в государственную или храмовую казну, приобретали неопределенность, измеряемую днями, а иногда и месяцами, что осложняло гражданскую жизнь. Возможно, именно эти обстоятельства побудили египтян создать новую календарную систему, отличавшуюся неизменной правильностью и удобством при подсчете дней между двумя разновременными событиями.

Новый календарь был построен по простой схеме. Один год включал 12 одинаковых месяцев по 30 дней плюс 5 дополнительных дней, получивших позднее название эпагоменов. Каждый месяц состоял из трех 10-дневных недель, общее число которых в году составляло 36. Год подразделяли на три сезона по 4 месяца в каждом, носивших те же названия, что сезоны привязанного к восходам Сотис лунного календаря. Нумерация месяцев в каждом сезоне велась раздельно. Длина года равнялась 365 дням и была, таким образом, на 1/4 дня короче длины солнечного года. Эта разница приводила к постоянному смещению начала года относительно сезонов в среднем на 1 сутки за 4 года, что позволило в эллинистический период определить его как «блуждающий», или «подвижный», год.

Отличительной чертой гражданского календаря является его умозрительный, математический характер. На связь с астрономией указывает только употребление величины солнечного года, равной 365 дням. Но относительно происхождения этой величины существуют разные точки зрения. Так, согласно О. Нейгебауэру, она была получена усреднением длины «нильского года» за период не более 50 лет (Neugebauer, 1939), а согласно Р. Паркеру, усреднением длины лунного года за период 25 лет, а возможно, и за более короткое время (САЕ, с. 53); еще меньше времени (всего 2—3 года) требовалось наблюдать восходы Сотис, чтобы получить указанное значение (Winlock, 1940 и др.). Если прав О. Нейгебауэр, то гражданский год, возможно, представляет календарную единицу, происхождение которой не связано с астрономическими наблюдениями. Однако в настоящее время этот вопрос не может быть решен с полной определенностью.

Названия месяцев схематического календаря, звучавшие по-гречески: тот, паофи, хатир, хойак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, паини, эпифи, месоре, связаны, с одной стороны, с предшествующей календарной традицией, с другой стороны, с новыми религиозными праздниками, утвердившимися в Египте. Так, названия месяцев хатир, хойак, фармути, пахон в лунном и гражданском календарях совпадают. Не исключено поэтому, что первоначально, когда новый календарь только утверждался в Египте, совпадали названия всех месяцев. Позднее, когда новые праздники стали фиксировать неподвижно в новом календаре, их названия перешли на сами месяцы, в результате чего старые названия вышли из употребления. Например, название месяца «фармути» происходит, согласно Р. Паркеру, от названия праздника в честь Аменхотепа I (XVI в. до н. э.), который приобрел популярность лишь в эпоху XX династии (XII—XI в. до н. э.), а название месяца «тот» — от имени лунного бога Тот, которому посвящен интеркаляционный месяц в раннем лунном календаре (САЕ, р. 45—50).

Термин «гражданский год» (civil year), принятый в современной литературе, подчеркивает нерелигиозный характер этой календарной единицы. Его употребление, однако, представляется сомнительным, учитывая, что в эпоху Среднего царства гражданский год служил и для религиозных целей, а относительно более раннего времени точно ничего неизвестно. Кажется маловероятным, чтобы в Древнем Египте получила распространение календарная система, не освященная при возникновении религиозной традицией.

Определенные трудности представляет также гипотеза об однократном «введении» гражданского календаря в некий фиксированный момент древнеегипетской истории. «Введения» в нашем понимании слова, по-видимому, не производилось. Во всяком случае, об этом не сохранилось никаких документальных свидетельств. Все попытки точного датирования времени «введения» гражданского календаря основываются на произвольных допущениях тех или иных астрономических соотношений и носят поэтому гипотетический характер.

Наиболее часто для этой цели используют «период Сотис» — промежуток, в течение которого даты восхода Сотис проходят со скоростью одни сутки за 4 года все сезоны и возвращаются к своей исходной точке. В его основе лежит соотношение: 1460 юлианских лет (по 3651/4d)=1461 схематических лет (по 365d). Предполагается, что в год «введения» гражданского календаря дата восхода Сотис совпадала с 1-м числом месяца тот. По сообщению Цензорина, такое совпадение имело место в 139 г. н. э. Отсюда находят вероятные даты «введения», отстоящие на один период, соответственно 1322-й, 2782-й и 4241-й г. до н. э. Определенные таким путем даты уточняют потом на собственное движение Сириуса и случайные колебания гелиакического восхода (Бикерман, 1975, с. 36—37; Parker, 1971, с. 20—21).

Заметим, однако, что первые текстуальные свидетельства о «периоде Сотис» относятся лишь к эллинистическому времени. В текстах более раннего времени «период Сотис» не упоминается ни разу, хотя начиная с эпохи Древнего царства встречаются согласующиеся с ним датировки восходов Сотис, а в одном случае даже предсказание восхода {1}. Нет свидетельств тому, что совпадение 1-го тот и восхода Сотис отмечалось в древности особым образом, хотя оба дня считались религиозными праздниками, и что в начальный момент два эти события были между собой связаны. Использование «периода Сотис» для датирования схематического календаря представляется поэтому необоснованным.

Ключевой проблемой в истории схематического календаря является вопрос об отношении начала года и восходов Сотис. Термин веп-ренпет, фиксирующий гелиакический восход, и эквивалентные ему термины употреблялись в текстах в значении первого дня года с эпохи Среднего царства, как будто гелиакический восход отмечал начало гражданского года. Вместе с тем известно несколько датировок гелиакического восхода, не совпадающих с 1-м тот; самая ранняя относится ко времени XII династии (Parker, 1971, с. 21; 1978, с. 709). Не вызывает сомнения поэтому, что гражданский календарь на протяжении большей части времени своего использования в Египте не был связан с гелиакическим восходом Сотис, который перемещался в нем равномерно со скоростью одни сутки за 4 года. Р. Паркер предполагает, что гражданский календарь и не был никогда связан с гелиакическим восходом Сотис. По его мнению, начало схематического года в момент «введения» относилось к событию, которое само по себе не было жестко связано с сезонами, так что постепенный сдвиг начала гражданского года не мог быть немедленно обнаружен, как это имело бы место, если бы точкой отсчета служил восход Сотис. В качестве такого события он рассматривает начало лунного года.

Если предположить, что гражданский календарь был введен в високосный год, так что 1-е тот совпало с первым днем лунного года, то даже спустя 50 лет после этого события начальные моменты двух хронологических периодов оставались довольно близки. Через два столетия, когда 1-е тот разошлось с началом лунного года больше чем на месяц и игнорировать это расхождение уже не представлялось возможным, гражданский календарь уже стал традицией, изменить которую было невозможно. Не исключено, однако, что попытки внести изменения все-таки предпринимались.

Отголоском полемики, которая велась по этому вопросу в жреческих и придворных кругах, является, возможно, коронационная формула, в которой цари эллинистического Египта при своем вступлении на престол клялись не вносить изменений в существующую календарную практику (САЕ, с. 53—54).

Если предположить вместе с Р. Паркером, что в момент «введения» 1-е тот схематического календаря совпадало с первым днем лунного года, то возможный интервал от дня гелиакического восхода до 1-го тот составит минимум 12 (обычный год), максимум 41 (високосный год) сутки, что приводит к вероятной эпохе — 2937+2821 г. до н.э., соответствующей началу династического периода (САЕ, с. 53; Parker, 1978, с. 708).

Гражданский и лунный календари применялись параллельно на протяжении всего династического периода. Со временем гражданский календарь воспринял часть функций религиозного лунного календаря. Некоторые праздники стали отмечать в фиксированные дни схематического года, благодаря чему они перемещались одновременно с 1-м тот по сезонам солнечного года. Другие праздники имели две даты — подвижную и неподвижную соответственно в гражданском и лунном календарях (САЕ, с. 36-43, 57—60). В эллинистический период, когда в Египте обнаружилось влияние греческой календарной традиции, именно эта особенность (подвижность праздников относительно сезонов) послужила причиной неудавшейся календарной реформы Птолемея III Эвергета в 238 г. до н. э., который попытался ввести вместо схематического юлианский год и соответственно интеркаляции каждые четыре года, что, однако, не привилось в Египте, так велика была сила традиции (Бикерман, 1975, с. 36; Parker, 1978, с. 709).

Поздний лунный календарь.

Расхождение гражданского и лунного календарей породило стремление создать календарь, в котором такое расхождение не имело бы места. Это легко могло быть осуществлено введением шестого дня эпагоменов один раз в 4 года, как это сделал позднее Птолемей III Эвергет. В древнеегипетских текстах, однако, нет свидетельств о подобных интеркаляциях. Те, от кого зависело проведение подобной реформы, не сочли возможным вносить изменения в гражданский календарь. Вместо этого был создан новый вариант лунного календаря, определенным образом привязанный к гражданскому. Хронологической единицей в нем, как и в раннем лунном календаре, служил лунный месяц, начинавшийся в первый день невидимости Луны. Интеркаляции, однако, производились не по дате восхода Сотис, а по 1-му числу месяца тот. Дополнительный месяц назначался раз в 2—3 года, чтобы удержать начало лунного года в пределах месяца тот. Таким образом, лунный календарь передвигался по сезонам вместе с гражданским календарем, а его месяцы носили те же названия, что и месяцы гражданского календаря. Время создания этой сдвоенной календарной системы датируется Р. Паркером приблизительно серединой III тыс. до н. э. Однако первое документальное свидетельство о ее существовании дают символические изображения 59 божеств египетского года, датируемые временем XXII династии (X— VIII в. до н. э.) и известные по ряду копий эллинистического времени (см. ниже раздел VI).

Второе важное свидетельство — схематический лунный календарь в демотическом папирусе Карлсберг 9, переписанном не ранее 144 г. н. э. Он содержит даты начала лунных месяцев (даты первых дней невидимости Луны) в гражданском календаре, вычисленные по циклической 25-летней схеме, в основу которой положено соотношение:

25 египетских лет=9125d=309 синодических месяцев.

На самом деле 309 синодических месяцев составляют около 9124,95d, так что расхождение в один день между наблюденной и вычисленной датами в этом календаре достигается только через пять столетий после его введения, если считать, что сначала совпадение было точным. За один цикл производится 9 интеркаляций таким образом, чтобы начало лунного года оставалось всегда в пределах месяца тот, причем в первый год цикла первый день лунного года совпадает с первым днем месяца тот. Значит, схематический лунный календарь привязан к гражданскому календарю, передвигаясь вместе с ним по сезонам (Neugebauer, 1975, с. 563; САЕ, Ch. 2).

Происхождение этой схемы во многом остается неясным. Если допустить, что в момент своего введения она максимально точно предсказывала дни невидимости Луны, то ее можно отнести к середине IV в. до н. э. (+50 лет). Можно, однако, предполагать, что она восходит к более древней календарной традиции. Об этом свидетельствует употребление термина «большой год», используемого в древности для обозначения високосных годов. Этот календарь представляет уникальный в древнеегипетской астрономии пример вычислительной процедуры для нахождения дат астрономических событий, в основе которой математическое обобщение данных наблюдений. Однако наблюдения, необходимые для создания этой схемы, в Египте не производились. Вероятно, эта схема появилась вследствие контактов с астрономией Месопотамии, которые имели место после персидского завоевания Египта в 525 г. до н. э. Данные о длине синодического месяца, полученные вавилонскими астрономами, соединены в ней с египетской концепцией гражданского года. Как бы то ни было, но факт существования схематического лунного календаря подтверждает гипотезу Р. Паркера о том, что в Египте применялся блуждающий лунный год, передвигавшийся по сезонам вместе с гражданским го дом (ACT, III, с. 220—225; САЕ, с. 13—29; Neugebauer, 1975, с. 563—564; Parker, 1978, с. 709—711).

Таким образом, в Древнем Египте на протяжении почти всей его династической истории параллельно использовались три календарные системы — ранний лунный календарь, управляемый гелиакическими восходами Сотис, и вследствие этого связанный с сезонами, блуждающий гражданский календарь и, по-видимому, начиная с середины III тыс. до н. э. — поздний лунный календарь, привязанный к началу гражданского года.

Измерение времени ночью. Деканы. Звездные часы.

Важной проблемой, связанной с необходимостью определять время ночных служб в храмах, было измерение времени ночью. Из ритуальных календарей Позднего периода известно, что некоторые праздники в египетских храмах отмечались ночью, причем отдельные службы должны были совершаться строго в определенные часы (Junker, 1910). Подобная практика, вероятно, имела место и в более раннее время. На визирном инструменте (мерхете) для наблюдений прохождений звезд, отмечавших ночные часы, имеется надпись: «Отмечаем начало праздника; все люди в свои часы стоят», подразумевающая связь между делением ночи на часы и проведением ночных служб (около 600 г. до н. э., см. рис. 5). Самый ранний известный экземпляр мерхета датируется эпохой Тутанхамона (ок. 1300 г. до н. э.); он употреблялся, по-видимому, для тех же целей, что и более поздний экземпляр, т. е. для фиксации начальных моментов ночных служб (Borchardt, 1920, с. 53—54; Sloley, 1931, с. 169). Согласно распространенному мифологическому сюжету, в ночные часы бог Солнца Рэ путешествовал по подземному миру Дуат, где его подстерегали разного рода опасности. Появление Солнца на востоке утром трактовалось как его новое рождение, которое происходит регулярно, но может и не состояться, если силам смерти удастся одержать верх. Ночные службы в храмах были религиозной формой соучастия египтян в том, что, по их представлениям, происходило в мире невидимом. Путешествие Рэ в преисподнюю описывалось в специальных книгах, тексты которых запечатлевались на стенах гробниц. Подземный мир в них подразделяется на 12 частей, в каждой из которых Рэ находился в течение часа. Деление на 12 частей преисподней было установлено не позднее середины II тыс. до н. э., но упоминания о ночных часах встречаются еще в эпоху Древнего царства. К этому же периоду надо отнести возникновение традиции ночных служб и связанной с ними необходимости измерять время ночью (Матье, 1956, с. 39— 42; Франкфорт и др., 1984, с. 60; David, 1980, с. 90—91; Parker, 1978, с. 710—711).

Диагональные календари.

Проблема измерения времени ночью имела различные решения в разные периоды египетской истории. Наиболее ранней формой являются звездные часы, в которых время определялось по моментам восходов особых звезд или созвездий, называемых деканами. Деканы — греческое слово, применявшееся в античной и средневековой астрологической литературе для обозначения третей знаков зодиака. Египтяне обозначали их иероглифом «бараны» или просто знаком звезды. Наиболее ранние списки деканов дошли до нас от эпохи IX—XII династий на крышках гробов ряда высокопоставленных особ из Асьюта. Всего известно 12 подобных списков-таблиц, применявшихся как звездные часы. Они представляют часть погребального инвентаря, которым обеспечивали покойного при захоронении, и должны были служить ему в царстве мертвых для определения времени ночью, как служили для этого в земной жизни (EAT, I, с. 4—21; Waerden, 1974, с. 14).

Структура звездных часов приблизительно одинакова на всех крышках гробов и различается деталями. Их схематическое изображение приведено на рис. 1. Часы представляют прямоугольную таблицу из 40 колонок и 13 строк, в клетках которой размещены названия деканов. Таблица читается справа налево. Верхняя горизонтальная графа Τ — это шкала дат; колонки 1—36 представляют 36 декад схематического года, колонки 37—39 — список 36 деканов, колонка 40 — деканы дней эпагоменов (обозначены латинскими буквами). Горизонтальные строки таблицы отражают подразделение ночи на 12 часов. Начиная с колонки 26, идет треугольник деканов (выделен на схеме штрихпунктирной линией), используемых для определения часов в дни эпагоменов. Между 18-й и 19-й колонками в промежутке V помещены символы четырех наиболее почитаемых небесных божеств (рис . 2)—богини неба Нут, божеств-созвездий Мес (Большая Медведица, изображалась в виде передней ноги быка), Сах (Орион) и божества-звезды Сопдет (Сириус). В полосе R между 6-м и 7-м часами помещен текст молитвы к богу Солнца Ра, божествам, перечисленным в промежутке V, и другим небесным божествам о том, чтобы они обеспечили всем необходимым душу покойного из приносимых жертвоприношений.

Изображение
Изображение

Принцип действия звездных часов состоял в следующем. Как известно, год египетского гражданского календаря включал 36 декад плюс 5 дней эпагоменов. В соответствие с этой структурой было выделено 36 созвездий-деканов, гелиакические восходы которых наблюдались последовательно в каждую из декад года. Начало каждой декады отмечалось появлением на востоке незадолго перед восходом Солнца определенного деканального созвездия. Десять дней спустя наблюдался восход следующего декана, в то время как первый был уже достаточно высоко над горизонтом. Условно можно считать, что деканы разбивали путь движения Солнца на одинаковые промежутки величиной около 10°.

Конечно, эта закономерность имела только приближенный характер. Даты гелиакических восходов могли существенно колебаться относительно 10-дневной схемы в зависимости от погодных условий, однако эти колебания, как видно, не имели значения для египтян с точки зрения тех целей, ради которых выделены деканы.

Как показал О. Нейгебауэр (Neugebauer, 1955; EAT, I, с. 97—100), деканы располагались в довольно узком «деканальном поясе», идущем параллельно эклиптике и.несколько южнее. Поэтому в среднем за ночь должны были наблюдаться восходы 18 деканов, как наблюдаются восходы шести знаков зодиака. Предположим, что в течение декады d1 первый час ночи отмечает восход декана S1 (рис. 3), второй — S2; третий — S3 и т. д. В следующую декаду d2 восход декана S1 уже не будет наблюдаться после захода Солнца, поскольку имеет место его акронический заход (при заходе Солнца декан выше линии горизонта), и указателем первого часа будет служить декан S2, второго — S3 и т. д. По этой схеме построены колонки 1—36 звездных часов для каждой декады года. Положение одного декана в них смещается по диагонали справа — налево — вверх от момента, когда декан служит указателем последнего часа ночи, до момента, когда он связан с первым часом (см. также рис. 2). Название «диагональные часы», вынесенное в заголовок, основывается на этом свойстве.

Построенные таким путем звездные часы недолго смогут служить для измерения времени ночью. Поскольку начало гражданского года перемещается относительно сезонов, ясно, что даты гелиакических восходов деканов не будут оставаться в пределах одной декады. Через 40 лет сдвиг относительно первоначальной даты восхода составит около 10 дней. В результате деканы, восходы которых наблюдались раньше, скажем, в 3-ю декаду, перейдут теперь в 4-ю декаду и т. д. На сохранившихся экземплярах звездных часов имеются следы подобных исправлений. Они свидетельствуют о том, что по крайней мере в эпоху IX—XII династий звездные часы были действующим инструментом измерения времени ночью. В этот период производились регулярные наблюдения восходов деканов, служившие основой для внесения изменений в структуру часов.

В эпоху Нового царства традиции подобных наблюдений уже больше не существовало. Среди астрономических изображений в незаконченной гробнице Сенмута (XV в. до н. э.) и в кенотафе Сети I (XIV—XIII в. до н. э.) сохранились изображения звездных часов, во многом тождественные часам эпохи XII династии (см. вклейку). Однако они не использовались уже для измерения времени, а исполняли роль традиционного иконографического материала, который слепо копировался с образцов более раннего времени. Список деканов в гробнице Сенмута — это, по словам О. Нейгебауэра, «хорошо датируемый конечный пункт в истории диагональных часов» (EAT, 1, с. 22—23, 32—34; Pogo, 1930).

«Часы» диагональных календарей не совпадают с часами, используемыми в настоящее время. Один деканальный час — это промежуток между восход ми двух последовательных деканов. За одну ночь наблюдается 18 таких восходов, следовательно, должно быть 18 часов длиною около 45 минут, а не 12, как принято в таблицах. По той же причине деканальные часы не совпадают с сезонными часами эллинистического времени, определенными как 1/12 интервала от захода до восхода Солнца. Что же послужило основой для введения подобного деления ночи?

Если определять ночь по моментам восхода и захода Солнца, то система деканов необходимо приводит к 18-часовому делению ночи. Однако египтянам, по-видимому, был свойствен другой подход. «Ночью» (ночными часами) они называли время полной темноты, исключая вечерние и предрассветные сумерки. Продолжительность астрономических сумерек, измеряемых интервалами от захода или восхода Солнца до момента, когда видны даже самые слабые звезды, на широте Египта может колебаться от lh14m (в равноденствие) до lh29m (в день летнего солнцестояния). Для определения промежутка полной темноты необходимо из общей продолжительности ночи, изменяющейся сезонно, вычесть величину сумерек. Получаемые таким путем интервалы, как показал О. Нейгебауэр, близко согласуются с суммарной величиной 12 деканальных часов для различных сезонов, занимающих центральное положение в ночи, т. е. за вычетом трех первых и трех последних часов, причем совпадение лучше для летних месяцев, когда наблюдался гелиакический восход Сотис (Веселовский, 1969; EAT, I, с. 104, Fig. 29).

http://www.astro-cabinet.ru/library/Stat/Egypt_1.htm
Валера
Статус: Старожил
Статус: Старожил
 
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 10 мар 2011 16:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Re: Птолемеева и доптолемеева картина мира. Современный взгл

Непрочитанное сообщение Ulmo » 24 сен 2019 23:54

Все это конечно интересно, но зачем вы сюда главы из книг копипастите?
Аватара пользователя
Ulmo
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 окт 2007 22:12
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Пред.

Вернуться в Истоки астрономии от начала до наших дней

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron