Общая астрономия. Электронные образовательные ресурсы по астрономии


Карта сайта

            
Астрономия
древнейшая из наук
 Античная астрономия
 Хронология астрономии
 Современная астрономия
Основы астрономии
 Начала астрономии
 Время и небесная сфера
 Созвездия
 Движение небесных тел
 Астроприборы
 Астрофизика
 Обзоры астрооборудования
 Астрономические наблюдения

Общая астрономия
 Солнечная система
 Звезды
 Наша Галактика
 Внегалактическая астрономия
 Внеземные цивилизации
 Астрономы мира и знаменательные даты

Дополнительно
 Форумы Astrogalaxy.ru
 Астрономия для детей
 Планетарии России
 Это интересно
 Новости астрономии
 О проекте






Новые электронные образовательные ресурсы по астрономии высокого уровня интерактивности

Школьное астрономическое образование в настоящее время кардинально изменилось по сравнению с ХХ веком или началом ХХI века. К 2008 году в школе в 11 классе исчез предмет "астрономия", но элементы астрономических знаний стали важной структурной единицей учебников по физике в основной и старшей школе. Фактически все авторы учебников в настоящее время переписывают учебники 9 или 11 классов. В другой стороны, большая часть учащихся получает в старшей школе гуманитарное образование, изучая не предмет "физика", а предмет "естествознание". Все это приводит к корректировке концепции школьного астрономического образования, появляется необходимость в достаточно большом количестве электронных образовательных ресурсов, простых, доступных и интересных.

Как решается данная проблема?

Обычных электронных образовательных ресурсов по астрономии для средней школы создано достаточно много, к ним относятся, прежде всего, такие широко известны такие ЭОР как "Открытая Астрономия 2.6", "RedShift 4", "Мультимедиа библиотека по астрономии", "Природоведение", "Солнечная система" и другие.

В 2007 - 2008 годах компанией "Компетентум Обучение" (ООО ФИЗИКОН) были созданы новые электронные образовательные ресурсы:

  • " Коллекции мультимедиа-компонентов "Умник-ПО. Астрономия" и "Умник-ПО. Физика: Электродинамика, оптика и квантовая физика, 10-11 классы", которые создавалась специально в помощь учителю, работающему с интерактивной доской.
  • " "Планетарий" с большими разделами "Учителю", "Практика", "Модели". Учитель может самостоятельно создавать иллюстративный материал и подбирать готовые иллюстрации и модели.
  • " Электронные учебные модули по астрономии для федерального образовательного портала "ФЦИОР" http://eor.edu.ru

I. Коллекции мультимедиа-компонентов "Умник-ПО. Астрономия" и "Умник-ПО. Физика: Электродинамика, оптика и квантовая физика, 10-11 классы"

Все объекты в коллекции представлены в виде "иконок": модели, анимации, рисунки, фотографии, тестовые задания, что делает их применение очень простым.

Для каждой темы подобраны интерактивные модели, анимации, иллюстрации и интерактивные задания. Интерактивные задания содержат дополнительную панель проверки, содержащую форму для ввода ответа, кнопки "Проверить", "Решение" и "Сброс".

При работе с коллекцией мультимедиа-объектов "Умник-ПО" учащийся сразу видит ошибки при интерактивном тестировании с помощью интерактивных заданий. Все тестовые задания параметризованы: при каждом новом открытии текст задания, порядок дистракторов, цифровые значения могут изменяться. Следовательно, при каждом новом открытии тестового задания фактически открывается новое задание. Поэтому можно организовать работу с одним тестовым заданием нескольких учащихся.

В данных курсах имеется инструмент "Маркер". "Маркер" представляет собой простейший графический редактор для рисования в слое поверх шаблона, содержит несколько инструментов: карандаши разных цветов, ластик, кнопки изменения прозрачности рисунка, кнопку сброса. Именно данная функция позволяет учителю и учащимся делать надписи на объектах и запоминать их.





























Данный раздел представлен качественными фотографиями и интерактивной моделью "Каталог Мессье". Изюминкой данного раздела является интерактивная модель "Каталог Мессье". Коллекции мультимедиа-компонентов "Умник-ПО" реализованы в SCORM-совместимом формате, что позволит встраивать ресурсы в SCORM-совместимые СДО (системы дистанционного обучения).










II. Информационный источник сложной структуры (ИИСС) "Планетарий"

ИИСС "Планетарий" содержит интерактивные модули, которые рассчитаны на работу с интерактивными досками. Все активные экраны "Солнечная система", "Галактика", "Виртуальный телескоп" - это пути на соответствующие разветвления по темам, содержащие самые современные фотографии, полученные, как правило за последние 2-3 года. В основу ИИСС лег интерактивный инструмент Планетарий, который дополняется статьями для наблюдателей - "Звездное небо сегодня", статьями о созвездиях, и статьями об наиболее интересных объектах Солнечной системы, нашей Галактики и Вселенной, интерактивный модуль "Виртуальный телескоп". Все статьи сопровождаются современными фотографиями и анимациями. ИИСС дополнен заданиями для проектов, которые предлагается проводить с использованием этого инструмента, увлекательными астрономическими тестами, олимпиадными и задачами повышенной сложности.





Рисунок слева. Модель Верхняя и нижняя кульминации светил.

Рисунок справа. Анимация "Транзит планеты".

Для данного продукта было создано большое количество новых интерактивных моделей и анимаций.












В ИИСС "Планетарий" присутствуют многие педагогические инновации: ИИСС разработан для использования по технологии "Интерактивная доска". В методических рекомендациях разработаны методики уроков, с применением современных образовательных технологий: работы в группах, проектная работа. Разработаны методики организации поисковой работы и учебно-исследовательской работы учащихся.

Рис. слева. По клику на изображение планеты учащийся может перейти на различные разделы о Солнечной системе. Рис. справа. Раздел "Галактика" также является "активным".



В качестве заданий учащимся в разделе "Практика" разработаны практические проекты, например, "Определение времени по наблюдению астеризма "Большой Ковш", проведение реальных наблюдений с использованием интерактивного "Планетария", "Проведение виртуальных наблюдений в виртуальной обсерватории и изучение действия фильтров". ИИСС "Планетарий" ориентирует учителя на достижение новых образовательных результатов. В предложенных методиках разработаны методы групповой работы учащихся по активизации познавательной самостоятельности.

Приведены конкретные примеры групповой работы учащихся, разработаны конкретные модули уроков, задания учащимся. Разработаны примеры проектной работы учащихся, примеры научно-практических конференций.

Методические рекомендации являются уникальным материалом ИИСС "Планетарий". В методических рекомендациях разработаны методики уроков, с применением современных образовательных технологий: работы в группах, проектная работа. Разработаны методики организации поисковой работы и учебно-исследовательской работы учащихся. Решая задачи олимпиадного характера, отвечая на вопросы разнообразных тестовых заданий, учащиеся развивают способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки.


III. Электронные учебные модули по астрономии для федерального образовательного портала "ФЦИОР"

Электронные учебные модули (ЭУМ) размещены в свободном доступе. Созданы 3 типа модулей: информационные - "И" для получения информации, практические - "П" для поддержки практической деятельности учащихся и контроля - "К" для контроля и разнообразной аттестации учащихся. Реализована возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков с помощью параметризованных электронных модулей.



Параметризация - одна из уникальных особенностей разрабатываемых модулей. Были разработаны различные варианты параметризации заданий ЭУМ:



  • Варьирование численных значений в задачах, которые будут новыми при каждом открытии модуля.
  • Автоматическое перемешивание вариантов.
  • Перемешивание дистракторов (вариантов ответов на тестовые задания).
  • Изменение рисунков в задачах, меняющих принципиально ее решение.
  • Изменение рисунков в заданиях по проверке знаний изображений оборудования, приборов, структуры процессов, сортировку.
  • Подстановка совершенно других заданий. Параметризация позволяет создавать до 1 млн. вариантов некоторых модулей "К" и "П".

Исследование проблемы эффективности применения ИКТ в учебном процессе позволило сформулировать концепцию содержания учебных модулей по астрономии. Основными концептуальными идеями являются:

  • Построение ЭУМ по уровням интерактивности (условно-пассивный, активный, деятельностный, исследовательский).
  • Методика построения ЭУМ по астрономии должна реализовывать самостоятельную работу учащихся и обеспечивать индивидуальный подход.
  • Возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков с помощью параметризованных электронных модулей.
  • В настоящее время актуальным является оптимальное применение в учебном процессе электронных образовательных ресурсов высокого уровня интерактивности.

Как приобрести данные ЭОР?

Серия "Умник-ПО" распространяется по инновационным школам бесплатно. С портала ФЦИОР электронные учебные модули можно скачать бесплатно. По плану НФПК "Планетарий" должен поступить в школы России бесплатно.


Информационный источник сложной структуры «Электронный Планетарий» - новый ЭОР по астрономии


Авторство, источник и публикация:
1. Подготовлено проектом 'Астрогалактика'
2. Автор Гомулина Наталия Николаевна
3. Публикация проекта 29.11.2008


Главная страница раздела

Copyright © 2004 - 2016, Проект 'Астрогалактика' • выпущен 12.07.2004
Top.Mail.Ru