Ум пчел1) Пчелы демонстрируют способность считать до четырех. В опытах с пчелами экспериментаторы ставили кормушки с сиропом между третьим и четвертым ориентирами (это были желтые палатки). Ориентиры переставляли с места на место, но пчела всё равно находила третью и четвертую палатку. Если расстояние между палатками сокращали, то пчела, помня не только про счет, но и про расстояние, перелетала за четвертую палатку, останавливалась и летела назад. Если же расстояние между палатками увеличивали, то сбитая с толку большим расстоянием, пчела не долетала до нужной палатки, садилась, а затем летела дальше до третьего ориентира, где ее ждала заслуженная награда. Во время опыта меняли не только расстояние, но и облик ориентиров, оставалось постоянным только положение награды между третьим и четвертым ориентиром. Пчелы успешно справлялись с такой абстракцией.
http://elementy.ru/news/4315662) Суть методики в том, что надо выбрать из двух стимулов один, совпадающий с образцом. Образец — карточку, на которой изображены либо две, либо три голубых точки, — пчелы видели сразу при попадании в аппарат для эксперимента. Он устроен по принципу Y-образного лабиринта, в котором обучают обычных лабораторных животных. Насекомым предстояло преодолеть метровой длины туннель, за которым они попадали в центральную «камеру принятия решения». Это камера имела два выхода, обозначенных разными стимулами для выбора. Первый — двумя голубыми точками, а второй — тремя. Если пчела выбирала стимул, соответствующий образцу, и вылетала в правильный выход, она попадала в «камеру для вознаграждения», где стояла кормушка с сахарным сиропом. Пчелу, которая ошибалась в выборе, возвращали обратно в начало аппарата и позволяли сделать следующую попытку. Обучение продолжали в течение трех дней. Каждый день с пчелами проводили шесть двадцатиминутных сессий, в течение которых им предъявляли для сравнения один образец. Положение стимулов для выбора меняли каждые десять минут, чтобы у пчел не выработался рефлекс на правую или левую сторону. Кроме того, образец и стимулы для выбора переворачивали на 180 градусов, чтобы пчелы не привыкли к пространственной конфигурации элементов. В следующей сессии образец заменяли на противоположный. В течение сессии обучения пчелы могли свободно залетать в аппарат, но ученые следили за тем, чтобы в «камере принятия решения» находилась только одна пчела. Иначе они будут следовать друг за другом. После сессии обучения пчелам устраивали тестирование — короткую пятиминутную сессию, в которой учитывали первый выбор, сделанный насекомыми. Нужно было исключить возможность ориентации пчел по запаху. Для этого, после того как пчелы достигали хорошего уровня обучения, проводили короткий тест без подкрепления, когда кормушку вообще убирали. Если в этом тесте пчелы продолжают с той же частотой делать правильный выбор, значит, запах на него не влияет. Чему научились насекомые? Результаты тестирования показали, что в первых сессиях выбор был практически случайным, но после четвертой сессии пчелы начали выбирать правильный стимул с вероятностью более 70%. Это означало, что пчелы могут использовать такой непростой признак, как число элементов, для сравнения с образцом и могут овладеть абстрактным понятием сходства. Уже весьма неплохо для насекомых. Но экспериментаторы пошли дальше. Они решили посмотреть, смогут ли пчелы применить усвоенный навык в новых ситуациях. Ученые начали всячески усложнять задачу. Голубые точки превратились в голубые треугольники. Так люди проверяли, не ориентируются ли насекомые на форму элементов. Затем размер элементов изменяли так, чтобы два по площади были больше трех. Таким способом можно проверить, не ориентируются ли подопытные на величину элементов. Затем им предложили перенести правило на новые по форме и цвету элементы и предъявили желтые звезды, затем желтые лимоны и зеленые листики. Во всех этих вариациях постоянным оставалось только число элементов. Но как ни мудрили ученые, им не удалось сбить с толку пчел. Они усвоили правило: надо выбирать по числу элементов и не обращать внимания ни на что другое. А вдруг они все-таки не считают? Чтобы исключить предположение о том, что пчелы решают эту задачу «как-то иначе», ориентируясь не на признак числа, а на признак более низкого порядка, провели еще одну проверку. Теперь на образце и на стимуле для выбора были разные элементы. Тем пчелам, которые научились выбирать два желтых лимона, если на образце были две голубых точки, предложили выбрать два зеленых листика в ответ на две желтых звезды. И с этим они справились на уровне, достоверно превышающем случайный выбор. Наконец, ученые еще усложнили задачу, предложив пчелам выбирать между тремя и четырьмя элементами. С этой задачей они справились наполовину: выбор был достоверно правильным, когда на образце были три элемента, а когда четыре — пчелы ошибались. А вот различить четыре и пять элементов или же четыре и шесть для них оказалось уже слишком сложно. Как ни странно, этим результатом ученые остались довольны. Ведь это еще один аргумент того, что пчелы сравнивают именно число элементов, а не их конфигурацию, и что запах не влияет на их выбор (иначе им было бы все равно, четыре, шесть или десять). Так что пчелы продемонстрировали и свою способность применять усвоенное правило в новых ситуациях. До сих пор это считалось привилегией высших животных. Зачем пчелам счет? «Мы не говорим о том, что пчелы умеют считать, что они обладают математическими способностями или могут сформировать абстрактное представление о числе «два» или «три», — подчеркивают ученые. — Мы убедились, что пчелы могут сделать выбор по признаку числа элементов и перенести выученное правило на новые стимулы». Способность распознавать и оценивать количества предметов — очень полезное качество для медоносной пчелы во время сбора нектара и пыльцы. Она может оценить количество цветущих растений — пищевого ресурса и передать это в танце своим собратьям по улью, а также использовать эту способность для навигации в полете. Статья опубликована в журнале Plos ONE.
http://www.pchelovod.com/articles_a53.html3)Пчела, изъятая из улья и помещенная, казалось бы, в идеальные для нее условия по параметрам среды (пища, температура, состав воздуха), но лишенная контакта с другими пчелами, неминуемо и быстро погибает.
Дарующий жизнь контакт включает помимо прямого информационного обмена, осуществляемого через систему касаний антеннами, звуков, языкового поведения (танцы) и т. д., и обмен особыми веществами. Это сплачивает колонию не только в информационную, но и физиологическую целостность. Впрочем, и трофилаксис (обмен пищей) происходит столь быстро и постоянно, что каждая особь семьи обретает особый, не родовой, а семейный специфический запах. Он меняется в зависимости от растительного источника, с которого пчелы-фуражиры приносят в улей насыщенные ароматами нектар, пыльцу и прополисную смолу, однако благодаря трофилаксису запаховая “палитра” остается строго семейной характеристикой каждой особи и позволяет сторожевым пчелам немедленно отличать своих пчел от чужих.
К особым веществам, которыми обмениваются общественные насекомые, относятся уже упоминавшиеся нами феромоны*. Они имеют родовую природу и действуют в крайне ничтожных концентрациях. Важнейшая их особенность заключается в том, что каждая особь колонии должна через определенный промежуток времени (для летних пчел около 40 минут) непременно получать некоторую их долю. В противном случае поведение особи резко меняется: вначале она испытывает состояние депрессии, после чего в ней пробуждаются стимулы уже иного поведения. Пчелы могут приняться за отстройку маточников. Выведя себе новую матку, они ликвидируют нетерпимый дефицит жизнедающих веществ.
Благодаря трофилаксису — постоянным кормовым, а также феромонным контактам, в семье пчел функционирует очень эффективный механизм регуляции, синхронизирующий и на вещественном уровне важнейшие процессы ее жизнедеятельности: роение, мобилизацию на медосбор, защиту и т. д. Аналогичных механизмов мы не находим у млекопитающих, в том числе у человека, вследствие чего сама структура колоний пчел, в отличие от общественных организаций высших животных приобретает принципиально иные, совершенно необычные свойства.
Пчелы, обладая в отдельности ничтожным мозгом, в результате постоянных контактов обретают возможность пользоваться информационной системой, которая по емкости становится конкурентноспособной с мозгом наиболее развитых млекопитающих (6—8 миллиардов нейронов и более по сравнению с 10—11 миллиардами у человека и дельфина).
Возникает в таком случае вполне естественный вопрос— возможны ли в семье, обладающей таким феноменальным нейроновым ресурсом, какие-либо формы разумной деятельности?
Некоторые поведенческие реакции, относящиеся к примитивно рассудочным и свойственным многим животным, пытались оценить по ряду тестов и для пчел. Однако отдельная пчела не показала себя “интеллектуалкой” — она набрала всего 40-50 баллов, в то время как собака получила 60, а волк — все 100 баллов.
Хотя человеческие тесты на сообразительность явно пристрастны, большего ожидать было трудно: мозг отдельной пчелы слишком мал, чтобы удерживать и обрабатывать большой объем информации. Лишь в контакте с себе подобными она может подключиться к объединенному мозгу семьи и приобрести способность гибко реагировать на ситуацию, играя роль “чрезвычайного и полномочного представителя” семьи на любом конкретном участке ее деятельности.
(*феромоны выделяет не только матка, но и пчелиный расплод — личинки).
ПоправкоС.А. «Растения и пчелы».
На фото: матка в окружении свиты.